Yuri Опубликовано 10 сентября, 2007 Поделиться #1 Опубликовано 10 сентября, 2007 «Что определяет нашу реакцию на ситуацию, с которой мы никогда не сталкивались? Ответ Э.Торндайка – реакция по аналогии: мы реагируем так же, как отреагировали бы на на схожую ситуацию, с которой мы сталкивались ранее. Количество переноса научения между подобной и незнакомой ситуацией определяется количеством элементов, которые у этих двух ситуаций являются общими. Это и есть знаменитая теория идентичных элементов переноса научения Торндайка.»(Б.Хегенхан, М.Олсон. «Теории научения».) Эдвард Ли Торндайк (1874 – 1949), американец, был одним из первых разработчиков подлинно-научной общей теории научения. «Относительно того, сколько элементов должно совпадать в двух ситуациях, чтобы одинаковое поведение происходило в обоих случаях, Торндайк сказал следующее: «Это может быть грубо приравнено к ситуации, когда группа из четырех коней выбирает направление на развилке дороги в случае, когда четверка никогда ранее не ездила ни по одной из этих дорог как группа, но какая-то из лошадей или пара лошадей проделывала этот путь раньше. Предыдущая привычка [одной или двух лошадей – прим.], например, поворачивать налево, вынудит всю группу поехать именно по этой дороге.»(Здесь же.) В улучшении жизни птиц у нас дома, в общении с ними мы часто применяем теорию идентичных элементов при переносе научения, даже не подозревая об этом. Например: 1. Когда мы хотим научить попугайчика есть йогурт или кашку, а птичка не ест, мы добавляем (слегка вдавливаем) в новую еду знакомые семечки или орешки. Птичка узнает лакомство, начинает клевать семечки (для чего ей нужно подойти к кашке), потом нечаянно или преднамеренно прихватывает вместе с семечками немного кашки, распробывает ее и начинает есть саму кашку. Один из самых остроумных способов научить птичку есть новую еду описан в сообщении http://mybirds.ru/forums/index.php?s=&...st&p=278755 . Остроумных потому, что в качестве незнакомого элемента выступает еда, которую попугайчику полезно есть, а в качестве узнаваемого – несъедобный предмет (игрушка, с которой птичка привыкла играть). 2. Когда мы выпустили попугайчика на прогулку, и хотим отнести его в клетку вечером, а он шарахается от руки, перелетает с одного места на другое по комнате, мы осторожно протягиваем ему жёрдочку (либо взятую прямо из его клетки, либо точно такую же). Птичка узнает жёрдочку, пересаживается на нее, и ее можно перенести в клетку. 3. Когда мы переселяем птичку в новую, более просторную клетку, мы переносим в нее все старые игрушки, кормушки, поилки и часть жёрдочек. Птичка узнает их и охотнее переходит в новую клетку. Так хозяйка помогла птичке привыкнуть к переноске, в которой ее перевозила - см. сообщение с фотографиями: http://mybirds.ru/forums/index.php?s=&...st&p=375031 4. Когда мы хотим погладить птичку пальцами, а она еще не приручилась полностью и не дается, мы берем ее же выпавшее большое перо (маховое или хвостовое) и вначале гладим им. Птичка реагирует на свое перо спокойнее. С каждым разом перо последовательно «укорачивается» в пальцах, и однажды птичка позволяет погладить себя пальцем. Всех приглашаю приводить другие примеры применения этой теории, взятые из личной практики! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Мамакера Опубликовано 4 августа, 2008 Поделиться #2 Опубликовано 4 августа, 2008 Подходит ли пример - судите сами, но ситуация такова: вороненок Карлуша долго жил в большой коробке, пока строился балконный вольер. Его выпускали "погулять" под присмотром и опять возвращали на место. Когда он первый раз попал в вольер - страшно перепугался, начал метаться и биться в стенки. Пришлось поставить ему в вольер его старую коробку, проделав в ней отверстие, чтоб он мог свободно из нее выходить. Теперь он спокойно исследует вольер, но во всех "сомнительных" для него ситуациях тут же прячется в свою коробку и только выглядывает из неё. Спит он там же, на своей привычной жердочке. Даже не знаю, как теперь убирать из вольера его "домик" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Maf Опубликовано 12 марта, 2009 Поделиться #3 Опубликовано 12 марта, 2009 как пример поглаживание пальцами: карелла хотела чтобы ее погладили, но боялась рук, поэтому когда она подсаживалась ко мне вплотную я перебирала ее перышки потоком воздуха, дуя аккуратно в шею, постепенно приближая лицо, потом погладила ее носом, через какое то время нос заменила пальцем, который находился рядом с лицом, возможно, это был не самый луший вариант приучения, потому что птица позволяла себя гладить, но когда обнаруживала, что трогают ее пальцем начинала шипеть и отходить в сторону.. когда появился второй попугай, который был сверхручным, и насмотревшись на его примере, что пальцами можно чесать шею, стала тоже позволять себя гладить.. но пальцам все равно не доверяет так сильно, как он.. зато берет из них еду и игрушки, но гладить позволяет себя не всегда.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
rozovaja_pantera Опубликовано 25 марта, 2009 Поделиться #4 Опубликовано 25 марта, 2009 насчет погладить - с моей волнушкой никакие фокусы типа перышка или замены носа на палец не проходят. Гладить можно только носом, и всё тут. А насчет новых предметов, которых прежде она страшно боялась, могла неделями присматриваться, здесь проще - теперь мне достаточно постучать по ним или пальцем поскрести, и моя птаха тут же верит, что они безопасны, и идет изучать. И в клетку ее на жердочке не занесешь! Спать я ее загоняю словом "домой", одновременно беру в руки тряпку, которой накрываю клетку на ночь. Раньше ею махать приходилось, а теперь достаточно в руки взять. А утром, когда на работу иду, просто на ее глазах вставляю между прутьев зерновой хлебец, она очень любит их грызть, и птаха сразу забирается к клетку. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти