Кое-что из "самиздата"
Иногда я задумываюсь: зачем люди пишут тематические сетевые дневники (и в частности, дневники, посвящённые птицам)?
Чтобы рассказать о деле своей жизни, создать красивую презентацию своему питомнику?
Понимаю, но это не мой случай.
Когда "скучно и грустно, и некому руку подать", а хочется подать руку собратьям по увлечению?
Тоже понимаю, но этот случай, опять же, не мой.
Когда пишущий чувствует себя корифеем, открывающим миру какие-то сокровенные тайны?
Возможно. Но, слава Богу, это не про меня.
Когда фонтаном искрится любовь к пернатому питомцу и хочется воспеть его в полный голос?
Наверное, многие думают, что это как раз про меня (но я-то знаю, что в действительности дело обстоит не совсем так).
Чем протяжённее дневник и чем больше стремление сохранять стиль, не отступая от выбранного раз и навсегда контекста - тем более бессмысленно это занятие: ты словно гимнаст, идущий по бесконечному канату, который никогда не кончается...
Конечно, можно делать множество лирических, глубокофилософских и мелкобытовых отступлений, но это наносит удар по стилю и контексту - самонадеянный гимнаст думает, что всё ещё грациозно ступает по канату, а сам уже давным-давно шагает по земле, накручивая за кругом круг...
К чему все эти аллегории? Наверное, ни к чему, как ни к чему и многое другое (например, переводы статей о жако).
Сегодня я осмелилась разместить в дневнике Бруно главы из книги Бобби Бринкер "С любовью к серым". Конечно, к Бруно они имеют отдалённое отношение, но то, что уже переведено, наверное, всё же должно быть где-то опубликовано...
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
СТРЕСС У ЖАКО И ДРУГИХ ПТИЦ
Из книги «For the Love of Greys» («За любовь к серым»)
Бобби Бринкер / Bobbi Brinker
Перевод с английского Елены Туржевской / Helen T
Переведено и опубликовано с разрешения автора
________________________________________
Стресс может стать причиной крупной поведенческой проблемы любой птицы, содержащейся в неволе, но более всего это касается жако. Серые попугаи так чувствительны к настроениям и действиям людей и окружению, потому что они генетически уязвимы. Естественная среда, где они сформировались как вид - это преимущественно опушки зоны тропического леса. В фильмах о природе мы часто видим серых попугаев кормящимися на земле. Уверенные в своей безопасности, добывающие на земле пищу птицы должны быть более бдительными к опасности и более чутко воспринимать происходящее позади и вокруг них. За жизнь в единстве с собственной средой обитания они расплачиваются постоянной тревогой, каждую минуту ощущая на себе выжидающий взгляд хищника.
Jean Pattison, специализирующаяся на разведении африканских видов попугаев и известная также как «Тhe African Queen», имеет достаточно практических данных, подтверждающих сказанное выше. Жако в среднем откладывают больше яиц, чем другие крупные (средние) африканские попугаи (от трёх до пяти). Если из всех этих яиц вылуплялись бы птенцы и все они доживали бы до взрослого состояния, африканский континент давно бы скрылся под живым серым покрывалом. Это один из законов природы: виды с высокой смертностью производят гораздо больше потомков, чем виды, имеющие меньше врагов и меньшую смертность. Наличие хищников и связанная с этим высокая смертность вынуждают жако иметь более крупные кладки, чтобы обеспечить выживание следующих поколений.
Всем попугаям в дикой природе отведена роль добычи. Ответные реакции животных-жертв на внешние стимулы кардинальным образом отличаются от реакций хищников, агрессоров - таких как люди, собаки или кошки. Питаясь преимущественно на земле, жако даже больше рискуют, чем другие виды птиц. Будучи прирождённым хищником, невозможно понять, какой стресс испытывает животное-жертва. Действия владельца птицы, которые аналогичны действиям, совершаемым хищником в дикой природе, могут непреднамеренно положить начало высокому уровню стресса у птицы.
Характерные черты жако, за которые мы его так любим, также делают его уязвимым для стресса со всеми его психическими и физическими проявлениями (страхом, паникой, агрессией, неуверенностью, обособленностью, тревогой, саморазрушением).
Жако совершенно не похожи на собак, лошадей или других домашних животных, беспрекословно соглашающихся с доминированием человека. Тем не менее, упрямый человек пытается доминировать над жако. Такое «господство» может быть допустимо в единственном случае – когда человек управляет стрессом жако. Наказание жако не только бесполезно, но может стать причиной психической травмы огромных размеров, ведь попугаи не обладают когнитивной способностью соотносить наказание с поведением. Вместо этого они относятся к наказанию как к оскорблению, к наказывающему – как к обидчику, а к окружающей их в этих обстоятельствах обстановке – как к полному ужасов миру.
Болезнь или смерть хозяина, его семейные неурядицы, исходящее от него физическое насилие по отношению к птице, наркотическая зависимость или алкоголизм владельца, ненадёжность окружающей обстановки, страх, связанный с другим животным-компаньоном, антипатия кого-либо из членов семьи, направленная на птицу, неумелое обхождение грумера и неопытного ветеринара или другие стрессовые моменты могут спровоцировать самоощипывание, фобию или другие виды аберрантного поведения у наших чувствительных и чутких жако.
Зоопсихолог Layne Dicker на своих лекциях, посвящённых стрессам попугаев, использует очень наглядную схему. Под каждой отдельно взятой птицей он проводит воображаемую линию неизбежного стресса, связанного с поимкой и жизнью среди людей. Если уровень стресса у птицы в настоящий момент приближается к допустимому пределу, он суммируется с уже имеющимся неизбежным стрессом и, таким образом, ставит её над этой линией, давая начало противоестественному поведению.
Если птица внезапно стала проявлять поведение, похожее на стрессовое, для владельца естественно думать, что причиной этого являются новые события или действия, и, как правило, принимать во внимание какое-то одно из них. Однако фобии, укусы или другие виды аберрантного поведения у жако часто являются неким суммированным результатом стрессового окружения. Для того чтобы найти разнообразные источники стресса и устранить по возможности бОльшую их часть, нужно пересмотреть окружение птицы в целом.
Смышлёные и чувствительные, жако наиболее позитивно и адекватно воспринимают человека в роли учителя, гида, родительской фигуры, наставника, опекающего их патрона.
Если существует область человеческой науки/искусства, которую можно было бы сравнить с процессом поиска общего языка с птицей, то она лежит в детской психологии. Сходство поразительно. Мы видим, как быстро в результате некомпетентного воспитания дети становятся неуправляемыми. Мы можем также прекрасно видеть по нашим птицам, что неподобающие, выполненные тяжёлой рукой техники «приручения» делают с нашими птицами.
Жако – неагрессивные птицы, их учат быть агрессивными люди. Они кусают, потому что они помнят плохое обращение.
Что может означать «плохое обращение»:
? Недостаток уважения, пренебрежительное отношение.
? Недостаток внимания к естественным потребностям птицы.
? Агрессивные действия людей или физическую боль.
? Запугивание птицы какими-либо предметами или действиями.
? Деспотичность, постоянное давление.
? Эмоциональное наказание (в детской психологии – дисциплинарная форма, воздействующая на чувства ребёнка: нарочитое игнорирование, изоляция, стимуляция чувства вины).
Жако нуждается в уважительном отношении к его персоне и его территории. В этой его потребности нет ничего сверхъестественного. Нам всем знакомы и обычно крайне неприятны люди, «вторгающиеся» на наше индивидуальное пространство, те, кто трогает нас без нашего согласия. Жако может хотеть есть, или играть, или дремать именно в тот момент, когда его владелец хочет взаимодействовать с ним. Желания человека могут не совпадать с желаниями жако. Хороший владелец жако, желающий обоюдного и позитивного для обоих взаимодействия со своим питомцем, должен как можно раньше дать себе установку вроде этой: «Мы с тобой одной крови» и поэтому я уважаю твои потребности».
Что нужно изменить в нашем отношении к птицам, если мы видим и чувствуем, что наши взаимоотношения не складываются? Мы заводим птиц по собственной воле. Мы – единственные, кто нуждается в налаживании жизни рядом с птицами. Нам нужно лишь согласиться с тем, что они– из другого мира – мира, который мы с таким большим трудом понимаем.
Если птица охотно выполняет команды «вперёд» и «назад», если птица не кусает нас без причины, если птица не бродит по всему дому – эти элементы поведения нам нужно закрепить для безопасности самой птицы. Если наши птицы любят нас и доверяют нам, позволяют нам взаимодействовать с ними, баловать, ласкать, целовать их – что это как не ответ на наше хорошее отношение к ним? Мы должны платить нашим пернатым друзьям бескорыстием. Тогда они будут любить и уважать нас. Это высочайшая степень близости. Вдумайтесь: мы имеем у себя дома животных, которые, в основном, в первом поколении происходят из африканских джунглей. И то, что они любят и уважают нас, свидетельствует о нашем приспособлении к ним, а не об их приспособлении к нам.
Сохраняйте уровень стресса настолько низким, насколько это возможно. Будьте добрыми, деликатными и терпеливыми со своим жако. Всегда помните: пытаясь над ним господствовать, наказывать его или кардинально менять его природное начало, Вы вступаете в опасное сотрудничество с тяжёлым бременем его стресса. Принимайте то, что он птица – а не одно из хорошо знакомых домашних животных, которых человек уже сотни лет дрессирует с применением наказания.
Владелец птицы может сделать многое, чтобы свести к минимуму стресс в обстановке, окружающей попугая. Моя следующая статья, посвящённая некоторым нюансам контроля над стрессом жако, содержит ряд советов относительно этого.
Copyright © 1999 Bobbi Brinker and Winged Wisdom. Все права защищены.
6 Комментариев
Рекомендуемые комментарии