Yuri Опубликовано 8 августа, 2008 Поделиться #1 Опубликовано 8 августа, 2008 В?роны учатся использованию инструментов друг у друга1 ноября 2006 Навыки применения различных инструментов у воронов частично являются наследованными, а отчасти — результатом обучения. Это установили Бен Кенвард (Ben Kenward), Кристиан Рутц (Christian Rutz), Алекс Вейр (Alex Weir) и Алекс Качельник (Alex Kacelnik) из университета Оксфорда (University of Oxford), изучая поведение птиц в дикой природе (в Новой Каледонии), а также выращенных в неволе (в лабораторных условиях). В своей естественной среде обитания чёрные птицы применяют прутки, листья и даже собственные перья для того, чтобы выковыривать насекомых из трухлявой древесины. При этом умные птицы исследуют проблему и затем выбирают или создают соответствующий инструмент. Например, столкнувшись с едой, "расквартированной" в маленьком отверстии, ворон отломит веточку правильной ширины, чтобы она могла войти в дырку. Исследователи обнаружили, что вороны, живущие в различных частях острова, демонстрируют изменения в типичных формах своих инструментов. А это означает, что молодые птицы учатся приготавливать инструменты специфическим образом у своих сородичей, живущих рядом. Для проверки этой гипотезы авторы работы в лаборатории вырастили (от самого появления из яйца) четырёх воронов из Новой Каледонии. Когда птенцы подросли, двум из них люди сами показывали, как можно использовать небольшие палочки для добывания еды. Двум другим — нет. После чего наблюдали, как птицы будут работать с этими инструментами. На удивление, все четыре птицы догадывались использовать подброшенные им прутики для вылавливания добычи. Но те птицы, которых обучали люди, делали это быстрее и применяли инструменты чаще, чем их необученные сородичи. Так что навык применения орудий труда у воронов действительно был частично унаследованным, а частично — следовал из наблюдений за действиями старших. В этом, можно сказать, культурном явлении вороны (Новой Каледонии, по крайней мере) составляют компанию (помимо людей, естественно) шимпанзе, гориллам, другим шимпанзе, обезьянам капуцинам, а также дельфинам. Источник: http://www.membrana.ru/lenta/?6620 В?роны используют набор инструментов и логику17 августа 2007 Алекс Тейлор (Alex Taylor) и его коллеги из университета Окленда (University of Auckland), наблюдавшие за в?ронами Новой Каледонии (Corvus moneduloides), открыли, что эти птицы могут применять последовательность действий двумя разными инструментами, чтобы добыть себе еду. Ранее биологи установили, что в?роны Новой Каледонии не только умеют использовать инструменты (об этом известно давно), но учатся применению инструментов друг у друга. Теперь же выяснилось, что они могут использовать тип рассуждения, обычно наблюдающийся у больших обезьян ("включая людей"). Получается это у умных птиц не хуже, чем в дикой природе у шимпанзе, которые (это биологи установили в прошлом году), используют наборы инструментов, также для добычи лакомств. Учёные поставили перед семью птицами такую задачу. Имелась коробка с кусочками мяса, которое нельзя было достать клювом. Имелся прутик, слишком короткий, чтобы с его помощью достать мясо. И была вторая коробка, в которой, вне досягаемости клюва, лежал длинный прутик, которого было бы уже достаточно для извлечения мяса из первой коробки. Вы догадались? Так вы же люди. Поразительно, что сходу же догадались птицы. "Творческое мышление, которое показали в?роны, — это использование короткой палки, чтобы достать длинный инструмент из коробки и уже с его помощью получить мясо", — говорит Тейлор. Соавтор исследования Рассел Грей (Russell Gray) добавляет: "Самое удивительное — то, что большинство подопытных птиц (6 из 7) догадалось об этой последовательности на первом же испытании". Эти шесть в?ронов брали короткий инструмент и пытались с его помощью достать не мясо, а длинный прут из второй коробки. Удалось это, правда, только четверым (вытащить его было действительно непросто). Эти птицы затем успешно достали мясо при помощи добытого ими длинного прутка. На то, чтобы взять короткий прутик, достать с его помощью длинный и вытащить при помощи длинного прутка кусочек мяса — у птицы уходит секунд двадцать. В следующем опыте с теми же птицами длинный прут был оставлен свободным, а короткий — положен в коробку взамен длинного. Все пернатые, кроме одной птицы, сначала (памятуя о своём опыте, видимо) пробовали достать короткий прут при помощи длинной палочки, но быстро исправляли свою ошибку и просто доставали мясо длинным инструментом. Авторы исследования говорят, что такое поведение аналогично действиям больших обезьян в сходных опытах. Причём, считает Тейлор и его коллеги, птицы сумели решить задачу с первой попытки именно потому, что использовали рассуждение посредством аналогии, а не стратегию практических проб и ошибок. В?роны решали проблему, используя опыт, полученный от решения схожей предыдущей проблемы (свойственной им добычи еды при помощи прутков), и, таким образом, они вместо того, чтобы использовать инструмент для получения пищи, задействовали инструмент, чтобы получить другой инструмент. Грей говорит, что такое развитое мышление может объяснить способности новокаледонских в?ронов — из всех в?ронов только они используют и даже делают инструменты (отламывают прутики нужной длины, делают из них крюки, отрывают листья, получают палочки с зазубринами), которые помогают им извлекать насекомых из щелей. Источник: http://www.membrana.ru/lenta/?7568 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти