Перейти к содержанию

Ястребы как защита в воздухе


Рекомендуемые сообщения

http://www.vmdaily.ru/article.php?aid=65927

 

На прошлой неделе калининградский «боинг», подлетая к Омску, получил мощный удар по локатору.
К счастью, кроме гуся, не уступившего дорогу железной птице, никто не погиб, но вмятина в обшивке авиалайнера осталась приличная (см. «Вечерку» от 15.10.08). Для летчиков птицы – кошмар похлеще террористов. От столкновения с безобидной чайкой эффект как от пушечного ядра.
Конечно, на высоте 8–9 км самолет недосягаем для птиц, но вот на взлетно-посадочной полосе они очень опасны.
Поэтому в аэропортах беспощадно борются с пернатыми «бомжами». Каким образом? Разгонять непрошеных гостей помогают… другие птицы. Корреспондент «Вечерки» отправился в «Домодедово», где особенно активно используют ручных хищников для защиты самолетов.

Бубенчик с передатчиком
Огромное «десантное» поле. То тут, то там «отдыхают» самолеты. На заднем плане – высокие здания, еще дальше – зубчатая кайма леса. Несколько странно видеть на фоне этих городских джунглей степного хищника.
Ника РЫЖОВА-АЛЕНИЧЕВА, специалист по орнитологическому обеспечению полетов аэропорта «Домодедово», держит на руке соколиху Лу. Крупная бежевая птица топчется цепкими ножками по толстой кожаной перчатке. На голову охотницы надет клобучок, закрывающий глаза.
Лу – одна из 11 хищниц, охраняющих взлетно-посадочные полосы «Домодедова». В самом крупном аэропорту Восточной Европы используют соколов и ястребов. У них разный стиль охоты, поэтому они, можно сказать, дополняют друг друга.
– Ястреб – птица засадная, – рассказывает Константин ПЯТКОВ, начальник орнитологической службы. – На большие расстояния летать не любит, зато может долго караулить дичь, ловко маневрирует. Ястребов мы используем внутри аэродрома. А сокол незаменим на приаэродромной территории (мы контролируем еще и район в радиусе 15 км вокруг «Домодедова») – он отлично замечает дичь на открытом пространстве и может долго ее преследовать.
В том, что сокола так и тянет на волю, мы убеждаемся во время тренировки Лу. Ника достает из кармана вабило – это приманка из сшитых вместе крыльев утки и куропатки, к которым прикреплен маленький кусочек настоящего окровавленного мяса. С головы Лу сдергивают клобучок, ноги освобождают от кожаных ремешков.
Ника раскручивает вабило вокруг пальца. Сначала сокол послушно кружит над ее головой, гоняясь за приманкой, а потом вдруг ни с того, ни с сего резко разворачивается и берет курс куда-то в сторону.
Ника привычно вздыхает и отправляется по канавам и кочкам на поиски беглянки. Я пытаюсь следить за маленькой бежевой точкой, которая носится между корпусами самолетов, но она становится все меньше.
– Ничего, – успокаивает меня Константин Пятков. – Вы заметили, у нее под хвостом прикреплены бубенчик и передатчик? Они не позволят ей потеряться. А к лапке привязана еще и капсула, а в ней – бумажка с телефоном аэропорта. Это на тот случай, если сокол улетит далеко за пределы «Домодедова» и его поймают жители окрестных районов.
На этот раз помощь местных жителей не понадобилась. Минут через 10 Ника вернулась с Лу на руке. Нормальная ситуация – просто сокол оказался недостаточно голоден для тренировки.
Кто на новенького? В России ловчих птиц используют еще и в аэропорту «Внуково». А вот в «Шереметьеве» из принципа не прибегают к капризной и дорогостоящей «живой силе».
– Хищная птица сама по себе представляет опасность для самолета, – объясняет Ирина РОМАНОВИЧ, пресс-секретарь аэропорта. – Когда сокол гонит жертву, он ничего не видит вокруг и сам может «попасть под самолет».
В «Шереметьеве» делают упор на технические «пугала». Орут истошными голосами биоакустические установки, на которые записаны крики встревоженной птичьей стаи. Такой магнитофон «зачищает» территорию в радиусе 220 м. Пускает солнечные зайчики переносная ветряная мельница, обклеенная маленькими зеркальцами. Взмывают в воздух ракеты-хлопушки. Вдоль взлетно-посадочных полос расставлены приборы «Антикрот» – чем меньше на поле грызунов, тем меньше непрошеных пернатых гостей.
Разумеется, «Домодедово» тоже активно использует биоакустические установки, газовые пушки, пиротехнику.
Но все эти стрелялки и кричалки, объясняет Константин Пятков, хорошо действуют только «на новенького», то есть на перелетных гостей. А на территории аэропорта хватает своих приблудных птиц. Крылатые бродяги слушают выстрелы и вопли магнитофона с утра до вечера, их на испуг не возьмешь. Но при виде ястреба даже стреляный воробей спокойным не останется.
Кроме столицы, ловчих птиц используют в аэропортах Петербурга и Нижнего Новгорода. За границей ручные охотники работают в Швеции, в Америке, в Канаде. В Испании сокольники есть почти в каждом аэропорту. В амстердамском аэропорту Shilpol недавно завели радиоуправляемое пугало – робота-ястреба из пенопласта и полимерной пленки.
А началось все с Англии – впервые ловчих птиц стали использовать на военных аэродромах во время Второй мировой войны.

За побег – на диету
За побег пресытившуюся Лу наказывают… диетой.
– Покормим тебя сегодня только вползоба, – роняет профессиональный термин Константин Пятков.
Рабочие хищники, к слову, едят раз в день. Рацион – 4–5 тушек суточных цыплят (для самок – 5–6).
Соколят выращивают в питомниках, а ястребов еще птенцами отлавливают в подмосковных лесах. Птица готова к службе со второго месяца жизни, когда как следует оперится. Рабочий век недолог – года два. Отпуска – только на время линьки, в этот период птице надо хорошо питаться и побольше отдыхать.
Соколы и ястребы работают только «по вызову». Диспетчер получает сообщение, что замечена, скажем, стая голубей, и тут же передает сигнал орнитологам. Они решают, что лучше сейчас использовать – «кричалку», ракетницу или ястреба, и выезжают на место. Иногда птицам достаточно завидеть служебную машину орнитологов, чтобы броситься врассыпную.
Кстати, хищники далеко не каждый раз хватают добычу в когти. Тут главное – «психическая атака», как говаривал Василий Иванович Чапаев.

Камикадзе поневоле
Птичек, признаться, тоже жалко.
Они ведь на самолеты зла не держат.
Чаще всего на пути лайнеров оказываются неопытные, едва вставшие на крыло пернатые, или те, кто «по жизни» ведет себя в воздухе неуклюже.
Например, куропатка большую часть времени бегает по земле. Вспархивает, только если чего-нибудь испугается или вдруг приспичит быстро перебраться на другое место. Лучше бы она этого вообще не делала, потому что летает куропатка не разбирая дороги.
– Самый напряженный для нас сезон – с июня по август, – говорит Константин Пятков. – Летом нам угрожает около 45 видов птиц, сейчас (в октябре) – только 30, зимой их останется не больше двух десятков. Чаще всего террористами поневоле оказываются чайки, грачи, голуби.
Наибольшую опасность птицы представляют на высоте до 1 км. Значит – при взлете и посадке. Причем самолет взмывает резко, а снижается плавно, поэтому при возвращении на землю риск «заглотнуть» двигателем гуся или голубя выше. В 40 процентах столкновений калечатся двигатели, под угрозой также фюзеляж, крылья и передняя часть самолета.
Во всем мире каждый год происходит в среднем 5400 столкновений с птицами. 60 из них приходится на Россию.
По неофициальным данным, самолеты страдают гораздо чаще. Просто в нашей стране, сетуют специалисты из Государственного центра «Безопасность полетов на воздушном транспорте», авиапредприятия не обязаны регистрировать и расследовать случаи, в которых лайнер не понес заметного ущерба.

МЕЖДУ ПРОЧИМ?
- Первое столкновение самолета с птицей зафиксировано в 1912 г. в Калифорнии. Чайка, попавшая в рулевое управление самолета, погубила и летательный аппарат, и летчика.
- Есть сведения, что во время Первой мировой войны во Франции специально обучали орлов-камикадзе. Однако об использовании их в боях ничего не известно.
- Настоящим бичом для авиации чайки и голуби стали во время Второй мировой войны – тогда появилась реактивная техника, которая носилась с бешеной скоростью на бреющем полете. «Птиц мы боялись больше, чем зениток!» – отмечал американский военный пилот Рой Ланкастер.

ДОСЬЕ «ВМ»
ПОСЛЕДНИЕ СЛУЧАИ ПТИЧЬИХ АТАК
- 16 апреля – в Молдавии легкий самолет «Авиатика», выполнявший сельскохозяйственные работы, при посадке зацепил птицу. Она разбила вдребезги фонарь кабины и влетела в двигатель. Самолет совершил жесткую посадку, у пилота – множественные переломы.
- 30 сентября – при взлете из турецкого аэропорта «Измир» белорусский Ту-154 задел фюзеляжем неизвестную птицу.
Самолет мужественно дотянул до Минска, там обнаружили вмятину размером 80x75 см и прорванную обшивку.
- 8 октября – турбина корейского «боинга», только что вылетевшего из бразильского аэропорта Сан-Паулу, поперхнулась попавшим туда грифом.
Самолет экстренно вернулся в аэропорт.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да и здесь я ссылочку кидала http://mybirds.ru/forums/index.php?showtopic=4491&st=60
Только вот просто текст на форум скопировать забыла.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сергей Довлатов "Записные книжки"

«Сидел у меня Веселов, бывший летчик. Темпераментно рассказывал об авиации. В частности, он говорил:— Самолеты преодолевают верхнюю облачность – Ласточки попадают в сопла... Самолеты падают... Гибнут люди... Ласточки попадают в сопла... Глохнут моторы... Самолеты разбиваются... Гибнут люди... А напротив сидел поэт Евгений Рейн. — Самолеты разбиваются, — продолжал Веселов, — гибнут люди... А ласточки что — выживают?! — обиженно крикнул Рейн». (стр.141)
Изменено пользователем Vlad Hawk
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...
© MyBirds.ru, 2003 - 2024

Все материалы данного сайта, в том числе структура расположения информации и графическое оформление (дизайн), являются объектами авторского права. Копирование информации на сторонние ресурсы и сайты сети Интернет, а также любое иное использование материалов сайта без предварительного согласия правообладателя НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

При копировании материалов сайта (в случае получения согласия правообладателя), размещение активной индексируемой гиперссылки на сайт обязательно.