Перейти к содержанию

Увековеченные Жако


Артём

Рекомендуемые сообщения

Артём,
По поводу синелобого амазона. Прежде всего потому, что это наиболее распространённая и наиболее часто встречающаяся среди индейских племён "домашняя" птица. А если учесть тот момент, что с таким обилием жёлтого цвета есть ещё только три подвида желтолобых амазонов(A.ooratrix, A.o.magna, A.o.tresmariae) и все они в природе крайне редко встречаются, то сразу становится ясно кто это.
Что относительно ары - а с кем ещё её можно спутать? Здесь только краски несколько сгущены.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 231
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • Helen T

    54

  • Milada

    45

  • Артём

    26

  • Deja vu

    12

Топ авторов темы

Изображения в теме

Amazona, по снилобикам понял - все равно, как я и ожидал, Ваш ответ базируется в первую очередь на знаниях, во вторую на увиденном (так как на картине все же не очевидно) :)
По поводу ары - я, если честно, птицу там ообще не разобрал сначала... :shok: Но, видимо, так и есть - сине-желтый :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ваш ответ базируется в первую очередь на знаниях, во вторую на увиденном

94972[/snapback]



Не всегда так - не на всех старых картинах детально прорисованы детали оперения.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как я полагаю, какаду появились на живописных полотнах позже всех других попугаев.

 

Мне удалось найти вот такую картину с желтохохлым какаду (по-моему, неплохой экземплярчик).

 

"Натюрморт с попугаем" работы Николая Третьякова (1857-1896):

 

post-375-1135143403_thumb.jpg

 

Картина написана в 1883 году.

 

------------------------------

 

С уважением,

 

Елена Туржевская.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как я полагаю, какаду появились на живописных полотнах позже всех других попугаев.

 

94981[/snapback]


 

Ничуть не позже (это я опровергаю своё собственное сообщение :))!

 

Как выяснилось, Снайдерс тоже был в курсе, что какаду существуют в мире пернатых.

 

Ещё одно полотно Снайдерса "Птичий концерт" (Музей Прадо; Мадрид) (на "бис", очевидно :shades: )
Желтохохлый какаду в качестве "первой скрипки" :) :

 

post-375-1135143121_thumb.jpg

 

Из того же Музея Прадо ещё одно полотно Франса Снайдерса "Корзина фруктов". И снова узнаваемый синелобик:

 

post-375-1135143250_thumb.jpg

 

---------------------------

 

С уважением,

 

Елена Туржевская.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нашла сайт на котором очень интересная подборка живописи с изображением попугаев.
http://home.autocom.pl/papugi/
В этой подборке есть картина Jan van Eyck "The Madonna of Canon van der Paele" - 1436 года

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нашла сайт на котором очень интересная подборка живописи с изображением попугаев.
http://home.autocom.pl/papugi/

95011[/snapback]



Мне очень понравились на этом сайте елочные игрушки с фигурками попугайчиков! Как раз перед Новым годом очень актуально!
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот посмотрите сюда:
http://home.autocom.pl/papugi/papugi_w_szt...lumbijskiej.htm
наверное это самые ранние проиизведения исскуств посвещенные попугаям :shok:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Helen T, судя по тем фото, которые мы обсуждаем, получается что Снайдерс довольно-таки однообразный художник, мотивы и экспозиция практически неизменны :tomato: Неужели, он как Тициан писал главным образом "коммерчески выгодные" полотна, а как мастеру по фруктам и животным ему ничего другого не заказывали?
Я сравнил с Тицианом, так как читал о нем как о довольно редком художнике, в смысле отношения к творчеству. Он не отвергал светскую жизнь, всегда стремился быть ближе к богеме и за деньги был готов писать кого угодно и в каком угодно свете... При этом жил зажиточно и ни в чем не нуждался, в отличии например от Рембранта или того же Ван Гога...

 

Deja vu, вот это супер мощно! Спасибо! Сколько же попугаев было нарисовано до того, как отдельные энтузиасты взялись их систематизировать и описать в научной литературе... Чтож, до этого попугаи считались невиданными птицами, про природу которых, известно не более чем про птицу Феникс?! :bang:

Изменено пользователем Артём
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В древнеиндийской мифологии попугай был символом луны. Попугаев в древности содержали короли, воспевали поэты. Как стайные птицы они искали тесный контакт с человеком. При появлении чужих давали об этом знать громкими криками, поэтому свободно живущих попугаев держали как сторожей. В Риме иметь их могли только богатые люди. Держали птиц в драгоценных клетках. Цена попугая часто превышала цену раба. Но постепенно в Рим этих птиц стали завозить все больше и они перестали быть живой драгоценностью. Попугаев стали даже употреблять в пищу. От Рима берет начало уже другая традиция, перешедшая в христианство. Здесь попугаи были символом значительного положения и дорогими подарками. Способность этих птиц имитировать человеческие голоса поначалу поражала воображение, но затем к этому привыкли. На попугаев стали переносить человеческие черты — механическое повторение услышанного, пустая болтовня и т. п. “Попугай” — сейчас далеко не лестный отзыв о человеке. Интересно, что попугаи попали даже на европейские гербы. Например, на гербе г. Цвёниц в Рудных горах (Германия) изображен попугай Крамера. Связывается это с монастырем, которому раньше принадлежал город. Монахи еще в средние века увлекались разведением попугаев (Stephan, 1994).

 

материал с сайта: http://kekz.boom.ru/trad/trad14.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Deja vu,

наверное это самые ранние проиизведения исскуств посвещенные попугаям

 

Нокаут!!! Пока нет слов, надо осмыслить :crazy:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нашла сайт на котором очень интересная подборка живописи с изображением попугаев.
http://home.autocom.pl/papugi/

95011[/snapback]


 

Какой интересный сайт! :up:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какая интересная тема! С восторгом всё изучила, но самой ничего не вспоминается (а так хотелось...).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот такая вот птица-счастья, названная, почему-то попугаем висит в Эрмитаже :)
http://hermitage.internet.emax.ru/hermitag...m4_2_019_1.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот еще одна историческая справочка с сайта http://vrn.fio.ru/works/32/5/ws503/origin.htm , которая свидетельствует о давности приручения попугая человеком....
В Европу попугаи попали очень давно. В отличие от австралийских аборигенов, которые употребляли птенцов в пищу, коренные жители Индии и Америки издавна выбирали из гнёзд птенцов попугаев, чтобы приручить их. Уже в V веке до н.э. прирученные попугаи попали из Индии в Грецию. Позднее их начали завозить из Африки в Древний Рим. Птицы очень быстро завоевали любовь римлян. Попугаев содержали в клетках из серебра и слоновой кости. Для их обучения держали специальных учителей. Стоимость одного такого попугая превышала стоимость хорошего раба. О ручных попугаях упоминается в сочинениях времён Александра Македонского.
Во времена крестовых походов в период средневековья, знатные рыцари стали иметь возможность ввозить попугаев в свои страны. В эпоху Возрождения интерес к попугаям возрос ещё значительнее, особенно в домах дворян и богатых купцов. Тем не менее ещё длительное время попугаи были необычной редкостью. О ручных птицах даже писали в исторических хрониках; любимец королевы Марии-Антуанетты – говорящий попугай – был обучен произносить приветствия на французском языке и языке сенегальских племён. Огромной известностью и популярностью пользовались два попугая, принадлежавшие королю ГенрихуVIII и герцогине Ричмондской. Первое в мире чучело птицы как раз-таки чучело одного из этих попугаев, оно выставлено вместе с восковой фигурой его хозяйки в музее Вестминстерского аббатства в Англии. В России попугаи появились примерно в XVI-XVII веках в качестве подарков царям. Так, царю Грозному персидский шах в знак уважения преподнёс вместе со слонами и говорящего попугая. В XVII-XVIII веках попугаи по-прежнему остаются привилегией знати, дворян и королевских семей, были своеобразным показателем социального положения своих владельцев. Именно поэтому изображения попугаев так часты на фамильных портретах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рассматриваю репродукции с сайта http://home.autocom.pl/papugi/paul_gauguin.htm

 

В виденных до сих пор натюрмортах попугаи были живыми, а здесь, кажется, не совсем :diablo:
Paul Gauguin "Martwa natura z papugami" 1902

 

Им что, специально шеи посворачивали в массовом порядке? в качестве жертвоприношения изображённому божку???
Извращенец Гоген... :wacko:

 

От возмущения сплошные опечатки - второй раз редактирую...

Изменено пользователем Лана
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Helen T, судя по тем фото, которые мы обсуждаем, получается что Снайдерс довольно-таки однообразный художник, мотивы и экспозиция практически неизменны :tomato: Неужели, он как Тициан писал главным образом "коммерчески выгодные" полотна, а как мастеру по фруктам и животным ему ничего другого не заказывали?
Я сравнил с Тицианом, так как читал о нем как о довольно редком художнике, в смысле отношения к творчеству. Он не отвергал светскую жизнь, всегда стремился быть ближе к богеме и за деньги был готов писать кого угодно и в каком угодно свете... При этом жил зажиточно и ни в чем не нуждался, в отличии например от Рембранта или того же Ван Гога...

95023[/snapback]


 

Артём, а я, признаться, думала, что обсуждаем мы всё-таки живопись, а не фото :grin: ...

 

Вы задали интересный вопрос, не относящийся к попугаям :). Попробую высказать свою точку зрения, но быть краткой не смогу, наверное :shades:...

 

Начнём с эпохи. Эпоха Тициана - Высокое и Позднее Возрождение. Её характеризует открытие высокого, даже божественного начала в человеке.
В 1533 г. император "Священной Римской империи" Карл V назначил его своим официальным художником. В 1548 и 1550 гг. Тициан посетил императорский двор в Аугсбурге, и во время второго визита познакомился с сыном Карла, будущим королём Испании Филиппом II, который стал его покровителем. Тициан продолжал активно работать до конца жизни, и pieta, которую он написал для собственной гробницы и которая осталась незаконченной, представляет собой одно из замечательнейших завещаний, когда-либо оставленных художником миру.

 

Тициан в равной степени известен своими портретами и картинами на религиозные сюжеты, например "Оплакивание Христа" (около 1573-1577 гг.). Он поднял до новых высот традиционное для венецианских живописцев искусство колорита. Тициан в совершенстве владел масляной живописью и был первым мастером, наиболее полно использовавшим её художественные возможности; последние работы Тициана отличает поразительно свободная манера письма. О его личной жизни известно мало, говорят, что он был скуп и специально увеличивал свой возраст, чтобы добиться у покровителей сочувствия (а следовательно, и денег :blind:).

 

Несмотря на всё это, я не стала бы утверждать, что Тициан "за деньги стал писать бы кого угодно"... Он был художником своей эпохи, заказы были соответствующие. Очень сомневаюсь, что Тициану могли бы заказать изобразить какую-нибудь влиятельную в Венеции персону в виде дьявола, например :).

 

Теперь об "однообразном" Снайдерсе, который всё-таки является художником эпохи Раннего Барокко. Это время, когда на первый план выступает человеческое, плотское. Парадоксальным образом подчёркивается плотскость божественного (вспомните многочисленных Рубенсовских Венер и прочих богов и богинь).

 

Отсюда и любование роскошными натюрмортами (чтобы насытить не только желудки, но и взгляды). Даже живые птицы и звери (попугаи, собаки, обезьяны), присутствующие на натюрмортах, в основном ищут еду, стремятся к еде, воруют еду (есть у Снайдерса на картинах и рыбные лавки с беззастенчиво ворующими рыбу котами).

 

А в погоне за "шлифовкой" умения изображать мир живым и вкусным :) ничего другого, кроме натюрморта, и в голову прийти не могло...

 

Снайдерс изо всех сил старался подойти к "мёртвой" натуре творчески (на мой взгляд), оживив её зверями и птицами в их естественном проявлении (хотя мог бы просто писать горы битых фазанов, куропаток и дроздов - что обжор-заказчиков вполне бы удовлетворило)...

 

----------------------------------

 

С уважением,

 

Елена Туржевская.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Им что, специально шеи посворачивали в массовом порядке? в качестве жертвоприношения изображённому божку???
Извращенец Гоген... :wacko:

 

95041[/snapback]


 

Понимаю Ваше возмущение, но "не стреляйте в..." Гогена: он же писал то, что видел на Таити :sorry:...
Принесение в жертву попугаев - часть местной культуры, увы...

 

-----------------------------

 

С уважением,

 

Елена Туржевская.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот попугаи в русской народной живописи. Материалы с сайта: http://www.deforum.ru/ruart/ch1_gl2.html
http://www.deforum.ru/ruart/images/46.jpg

 

"Впервые в Москву «птица папагалъ» попала в 1490 году. Римский посол преподнес ее в подарок князю Ивану III. После такие же подарки не раз привозили в Москву немецкие, английские и другие гости. Попугай нравился нашим предкам, и этих птиц стали привозить в большем количестве. Уже в XVII веке попугая, как и любой другой товар, можно было купить в Москве в Охотном ряду. Красивая птица с ярким оперением, естественно, привлекла внимание и автора росписи на коробье. Как «модную новинку» он поместил ее на самом видном месте. Преувеличивая размеры попугая, художник вовсе не пытается передать его истинные размеры, а просто хочет привлечь к нему внимание зрителя..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Deja vu, очень любопытный польский сайт!

 

На картине Рубенса "Дебора Кип - жена сэра Бальтазара Гербиера и её дети" за спиной хозяйки на кресле таится жако, немного зловещий по-моему...

 

Наверное, Рубенс сам попробовал нарисовать птицу, не прибегая к дружеской помощи Снайдерса :grin:...

 

post-375-1135144860_thumb.jpg post-375-1135144907_thumb.jpg

 

Ну прямо грифончик за плечом :uzhas_white:...

 

------------------------------

 

С уважением,

 

Елена Туржевская.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Deja vu,
Спасибо огромное за информацию и ссылки, смотрела с большим интересом! Для себя сделала положительный вывод - любили "неандертальцы" попугаев (не считая тех, кто употреблял их в пищу), еды для них не жалели! :)

Попугаев содержали в клетках из серебра и слоновой кости.

95038[/snapback]



Даже в серебряных клетках!!! А ведь наверняка были и золотые! Подставы для них почти никак не отличаются от современных! Клетки правда круглые у всех, но по птицам не сказать, чтобы они при этом психическими расстройствами страдали :) Изменено пользователем Milada
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Helen T,

На картине Рубенса "Дебора Кип - жена сэра Бальтазара Гербиера и её дети" за спиной хозяйки на кресле таится жако, немного зловещий по-моему...

95074[/snapback]



Бурохвостик, кстати :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А теперь можно и с небес на землю, нашла у себя в компе фото картин современных художников, что торгуют близ ЦДХ :) Там еще какаду был - жаль не хватило тогда места на флешке!
И еще не в тему совершенно, но раз уж откопала, если кто увлекается вышивкой, то вот есть девочка-жако :)

 

post-375-1135272700_thumb.jpg

post-2076-1134661013_thumb.jpg

post-2076-1134661100_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Deja vu, большое спасибо за ссылочку на польский сайт :wub:!
Очень интересно и детально, с любовью сделана подборка живописи!.. Просто нет слов...

 

Сама себя процитирую :grin: :

 

Само слово "papagallo" - "папский петух", по имеющимся у меня сведениям, возникло в Средние века -
кто-то из римских пап присвоил попугаям особый статус (наш человек был ):
птица наделена способностью говорить по-человечески, а значит, отмечена самим Богом...
А теперь скажите, пожалуйста, что это была за птица? Ну конечно, жако ...

 

А теперь представьте на минутку: вдруг папа оказался бы попугаененавистником... Сказал бы, что способность говорить по-человечески не от Бога, а от дьявола...

 

... Картина Лукаса Кранаха Старшего (всё с того же польского сайта) - в чистом виде подтверждение моего предположения:

 

post-375-1135142858_thumb.jpg

 

Ну посмотрите, какой славный жаконюшка ходит по столу Его Преосвященства :wub:... И это в 1525 году!

 

------------------------------

 

С уважением,

 

Елена Туржевская.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Milada,

 

"Девочка-жако" - прелесть :)! Хорошая идея для детского карнавального костюма...

 

-----------------------------

 

С уважением,

 

Елена Туржевская.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот еще одна историческая справка о почитании попугаев древними индейцами Латинской Америки:
http://deja-vu4.narod.ru/Ballgame.html
"Бог-Попугай. На шлеме одной из голов-колоссов в Сан-Лоренсо выбиты головы бога-Попугая, олицетворявшего в древней Мезоамерике "несущее засуху" Солнце. Головы бога-Попугая были наиболее распространенными и архаичными маркерами на стадионах "открытого" типа - древнейшего в Мезоамерике. Судя по ним игры на стадионах во многих центрах посвящались этому божеству...."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Helen T,

"Девочка-жако" - прелесть ! Хорошая идея для детского карнавального костюма...

95097[/snapback]



Мне эта мысль тоже покоя не дает, к тому же когда в семье есть две девочки, одну из которых можно нарядить Бартюшкой, а другую (меньшую) Сержиком :) Но пока ума не приложу, как (и их чего?) это воплотить в жизнь!
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Deja vu,
Helen T,
Milada, большое спасибо! Очень интересная информация, прям смотреть не пересмотреть и читать не перечитать :drinks_cheers:

 

А я вчера вечером заглянул в книгу еще советстких времен, наверняка многие ее знают, называется "Пятьдесят кратких биографий мастеров западноевропейского искусства" и хочу выложить оттуда несколько аргументов по сравнению Снайдерса и Тициана в смысле "отношения к делу" :)

 

"Франц Снайдерс родился в 1579 году в Антверпене в богатой бюргерской семье. Его отец был владельцем большой таверны, где будущий художник еще мальчиком мог видеть в изобилии разнообразную снедь, ставшую для него в последствии главным объектом изображения..."
...
"Именно Рубенс помог Снайдерсу найти пути, на которых со всей силой мог раскрыться его талант. Он не раз поручал художнику выполнять в своих картинах изображение фруктов и цветов. Рубенс создал и те высокие образцы искусства, на которые во многом опирался в своей работе Снайдерс (знаменитые "охоты" Рубенса, а также его эскиз с рыбной лавкой, от которого, очевидно, исходил Снайдерс в своих "лавках"..."
...
"В отличие от большинства фламандских живописцев, Снайдерс предпочел путь узкой специализации, и по существу, ограничивался натюрмортом и изображением охот. Однако по восприятию мира, по самому духу своего творчества именно он был ближе всего к Руббенсу..."
...
"Кажется, все многообразие животного и растительного мира художник стремится уместить в свои картины. Изображая целые груды фруктов и овощей, рыб, морских животных, дичи, он остается верен природе и точен в передачи каждой детали и частности. На его полотнах встречаются порой редкие и экзотические, но невыдуманные породы рыб или животных. Мастер поразительно точно передает не только их внешний облик, но и различную плотность тел, выявляет своеобразие фактуры чешуи рыб, панцирей черепах, крабов, шерсти животных. ... Движением людей, а также введенных в картины кошек, собак, нерп и других живых существ вносит в произведения еще большую динамику. ... Впрочем, фигуры людей написаны в них не Снайдерсом. Эту часть работы художник поручал своим коллегам, в частности, Корнелиусу де Восу."
...
"блестящее мастерство, подлинный размах и страстность в воспевании красоты мира, приподнятый, героический тон и жизнерадостность ставят работы художника в один ряд с лучшими произведениями плеяды фламандских живописцев, во главе которой стоял Рубенс".
:sp:

 

Helen T, получается в нашем с Вами небольшом диалоге правы обе стороны :) я в том, что подметил некое "однообразие" в творчестве Снайдерса, а Вы - точно отметили чем оно вызвано и какой основной мотив творчества этого художника, его восприятие мира, расшифровали его послания, которые несут людям его работы :drinks_cheers:
Про "коммерчекую" сторону "однообразия" Снайдерса тут не говорится, но косвенно из этой статьи следует другое, что природа не "в деньгах", а именно в художественном восприятии красок мира - тут мне приходится признать Вашу правоту :beee::grin: :drinks_cheers:

а я, признаться, думала, что обсуждаем мы всё-таки живопись, а не фото

Поспешишь, людей насмешишь :huh1: Конечно :grin:

 

Добавлено

 

Milada, девочка в костюмчике жако действительно очень миленькая - очень неожиданный "ракурс" :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Между прочим, попугаев не только в живописи и литературе увековечивают. Вот, например, в Большом театре идет опера "Золотой петушок". В 1м акте царю как надоело политику обсуждать, так он и говорит: "Принести мне попугая!"
"Здравствуй, попка! .....не привык разбирать я твой язык. Ты ж умильно так стрекочешь, попросить меня что хочешь?"
А в качестве "попки" выносят зеленое нечто в клетке. Из чего я делаю вывод, что это амазон, во как! :grin:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Tovka,

А в качестве "попки" выносят зеленое нечто в клетке. Из чего я делаю вывод, что это амазон, во как! 

95774[/snapback]



Забавно :) А я к сожалению не могу процитировать Акунина, т.к. отдала книгу на прочтение, но там В "Детской книге" есть эпизод, как "Лжедмитрию" дарят чудесную птицу "папагай", и он от скуки учит ее разговору и болтает она как радио :grin: ... В иллюстрации нарисован зеленый попугай с хохлом :shok::grin:
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...
..."Лжедмитрию" дарят чудесную птицу "папагай", и он от скуки учит ее разговору и болтает она как радио  :grin: ... В иллюстрации нарисован зеленый попугай с хохлом  :shok:  :grin:

95932[/snapback]


 

А как вам сие безобразие :shok::crazy:?..

 

"...на остатках люстры сидел...ядовито-зеленый попугай и, злобно вытаращив глаза-бусинки, хрипло орал
голосом Хэссопа:
- Бей! Заходи слева! Бей! Круши! Круши!..

 

Так закончилась история бунта "Боблов". И даже Хэссоп, этот ехидный
мистер Фыркалка, только усмехается, если при нем заходит речь о чем-либо
подобном. Но вечером, готовясь насладиться репортажем о боксе, он каждый
раз запирает ядовито-зеленого попугая жако в самый дальний стенной шкаф."

 

Борис Зубков, Евгений Муслин. "Весельчак Жако"

 

-----------------------------------------------------------------------
Авт.сб. "Самозванец Стамп" ("Библиотека советской фантастики").
OCR & spellcheck by HarryFan, 27 September 2000

 

--------------------------

 

С уважением,

 

Елена Туржевская.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Helen T,
Ядовито зеленый жако - это как раз из области фантастики :grin:
Или Вас факт запирания в шкаф этого монстрика так сильно возмутил? :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А эта поэма полностью посвящена попугаю жако, поэтому привожу её полностью.

 

Может быть, у кого-нибудь хватит терпения дочитать до конца :)...

 

Яков Борисович Княжнин
(1740—1791)

 

ПОПУГАЙ
ЕСЛИ НЕ ПОЭМА, ТАК СКАЗКА

 

Пою несчастье попугая. —
Чему ж смеетеся, друг другу вы мигая?
Чтобы всё петь — у муз такой манер;
Героя ль моего пренебрегая,
Смеетеся, что он не знатный кавалер?
Но чем же он Улисса хуже,
Который, долго так
Носимый бурями почти на луже,
Скитался, как дурак,
И до двора не мог найти дороги?
А моего, на крыльях ветров, боги,
Из Индии чрез океан промча,

 

Вкушавшего плоды там сладки,—
В Россию привезли для вкуса калача,
Бонбонов и блаженств, которы были кратки.
Итак, не смейтеся, поэму я свяжу;
А если, чтоб я пел, на то не согласитесь,
Вы только не сердитесь,

 

Я вам и просто расскажу.
Была старушка мать, степенна, богомольна,
С прекрасной дочерью, своей судьбой довольна,
Тужила лишь о том, крушась,
Что сын ее, за славою гонясь,
Отправился с полком поближе к смерти.
Итак, приметьте, сын — военный человек.
Вы знаете, военны люди — черти,
И их от нашего совсем отменный век.
Меж тем и матери, и дочери прелестной,
Судьбою не весьма чудесной,
А именно за несколько рублей,
Достался попугай на бирже с кораблей.
Какая в скуке им отрада!
За сына от небес, за брата им награда!
«Вот птица райская!» — старушка говорит;
А дочь: «Какой прекрасный вид!

 

И наши щеголи в своих нарядных фраках
Не могут с ним сравняться пестротой,
Ниже с его любезной остротой
В своих манерных враках.
Как он учтив! как знает свет!
Пред ним скоты все птицы русски.
Ах! матушка, он знает по-французски,
Кричит: bonjour! bonjour, Marionette!1
Да почему мое он имя знает?
Вы слышите ль, меня он Марьей называет?»

 

Старушка несколько пожалась тут:
«Ахти! не ведьма ль птица эта?
--------------------------------------------------------------------------------
1 Здравствуй! здравствуй, Марионетта! (франц.).— Ред.

 

Не зная, знает то, как дочь мою зовут.
Не наущеньем ли то демонска совета?»
— «И, матушка! как можно думать так?
Какая есть на ней чертовщины примета?
Прекрасной птицы вид, ее небесный зрак;
Притом же и язык французский разумеет.
Со мною он не отупеет.
Он мил; но выведу его я боле в свет».
— «Однако ж, Машенька! — старушка так в ответ, —
И о душе его нам надо постараться:
Пусть будет он с тобой, как будешь убираться,
Со мною же моей молитвы в час;
Со мной к акафистам он станет приучаться,
С тобой к манерам, как то водится у вас».
И так и мать и дочь, наперерыв милуя,
Как душу, попеньку любя,
Старались кажда для себя:
Поутру с матерью поет он «аллилуйя»,
А Машенька, его целуя,
«Charmant objet» 1 учила выпевать.
И божества, и щегольства смешенье!
Никто, как он, церковно пенье
С любовным не умел так сладко соглашать,
Со умилением от сердца воздыхать
И сахары из рук с учтивостью клевать.
Велико дело воспитанье!
Ласкаем и любим, заморский кавалер,
Как нравиться, давал и щеголям пример.
Его прелестно лепетанье,
Пристойно завсегда,
Не испускало никогда
Тех слов, которые стыда
Наводят краску.
В беседах, ласкою платя за ласку,
Красавицам кричал: «Je vous adore2»;
Целующим: «Целуй меня encore3»;
Старушкам: «Ну, подите с богом!»

 


--------------------------------------------------------------------------------
1 «Прекрасный предмет» (франц.). — название песенки. — Ред.
2 Я вас обожаю (франц.). — Ред.
3 Еще (франц.). — Ред.

 

Вот так-то отвечал
Разумник вдруг всем разным слогом.
Подобно Цесарь вдруг и сам писал
И сказывал другим совсем другие строки.
Такие-то Жако имел
Таланты превысоки,
И так-то он в науках преуспел.
С таким достоинством недолго быть без славы.
За то, что дали толь благие нравы,
Мать с дочерью в награду за труды
Свой зрели полон дом всечасно.
Знакомства новые, и все везут плоды,
Конфекты, сухари, бонбоны! — Как прекрасно!
Катается Жако как в масле сыр.
И всякий день ему такой же пир,
Какой откупщики дают боярам редко,
Однако ж метко.
Всегда между людей
Жако, как будто казнодей,
С вершины позлащенной клетки
Собранья привлекал внимание и взор.
И петиметры и кокетки,
И матушек и тетушек собор,
Дворцовы кавалеры,
И разны офицеры
Любили говорить с ним так, как меж собой.
Ах, долго ль, попенька! блаженной толь судьбой
Ты будешь наслаждаться? —
Как может молодость легко избаловаться!

 

О ты, детина из детин!
Смиренной матери о беззаконный сын!
Прекрасный сестры о братец преразвратный!
Почто с полком своим вступаешь в путь обратный?
Идет, пришел и в лагерь стал,
И к матери в минуту прискакал.
Сказав раз несколько: «А, матушка! сестрица!»,
Они ему: «А, сын! а, братец дорогой!» —
Он вдруг спросил у них: «Давно ли эта птица?»
— «Тотчас, как мы рассталися с тобой».

 

— «Ах! если б, братец, знал, какой же он проказник!»
— «Ах! если б, сын, ты знал, как он поет кондак!
Какой смиренница! какой неблазник!»
— «Притом же, братец, он и не дурак».
— «Любезный сын, его такое поведенье,
Что если бы такой сыскался женишок,
Я Машеньке б дала благословенье».
Гордясь собой как будто петушок,
Во время сей похвальной речи
Жако приподнял плечи...
(Ошибся, виноват, приподнял крылья он)
И, сделавши учтивейший поклон,
Пропел три раза «аллилуйю».
Потом французскими словами заметал,
Которы с русскими из милости мешал,
И к Маше протянул он нос для поцелую, —
И словом, выказал всего ученья сбрую:
Немного попугай-хвастун тщеславен был.
Но кто же не таков, кто быть хвален достоин?
Кто много от небес талантов получил?
Развеся уши, воин
И выпялил глаза и рот открыл.
«Сто тысячей ему!.. Ах, матушка! сестрица!
Morbleu!1 какая это птица!
Ну, как же за морем не быть умнее нас,
Когда у птиц такое просвещенье!
Мне долго быть никак нельзя у вас,
Мне должно в строй сегодня на ученье.
Не отрекитеся мне сделать одолженье:
Пустите вы со мною на показ,
На удивленье
Толь редку птицу в полк».

 

Когда ягненочка хватает хищный волк,
Лишить его пастушки хочет,
Пастушка в ужасе кидается, хлопочет,
Не знает, что начать: хотя барашка жаль,
Но страшен волк проклятый,
Прожора алчный и зубатый.

 


--------------------------------------------------------------------------------
1 Черт возьми! (франц.). — Ред.

 

Такая то была печаль,
Такое изумленье,
В которо привело и мать и дочь
Героево прошенье;
Покрыла их глаза смертельна ночь.
Бледнеют и трепещут обе.
«Расстаться с попенькой! — ах! лучше б быть нам в гробе!»
— «Morbleu! — кричит герой, я вижу ясно то,
Что вам и сын и брат ничто!
Коль так, прощайтесь с ним, скорей его целуя;
Заставлю петь его последне «аллилуйя»
И за презрение ко мне, несносно толь!..»
— «Ах, братец! ах! любезный сын, изволь.
Но если наша жизнь нужна тебе неложно,
Пожалуй, поступай с ним нежно, осторожно...»
— «Поверьте мне, в два дни он будет здесь со мной,
Или пусть черт меня задавит».

 

Итак, положено судьбой
Любезного Жако отправить.
Уж время час расстанья принесло,
А чтоб в пути не растрясло, Чтоб от каретного не оглушиться звука,
Назначена разлука
Дорогой водяной,
На шлюпке быстрою Невой.

 

Несут Жако; и мать и Маша провожают
Его до каменных на пристань берегов.
Ко описанию тоски не станет слов,
Котору дочь с старушкой ощущают
Уж попеньку на судно опущают;
Уж воин матери, сестре «прости» сказал;
Уже багры отстать от брега помогают;
Уж «веслы на воду» квартермистр закричал;
Уж едут, удалились, —
Слезами мать и дочь залились.
«Прости, прости, любезное дитя! —

 

Старушка, небесам Жакову часть вручая,
Поет, свой взор на небо обращая. —
Всё упование мое на тя!»
А дочь, печаль разлуки выражая:
«Прости, мой свет, в последний раз!»
Уж шлюпка с попенькой скрывается от глаз
И кажется вдали как будто муха.
И, лишены и зрения и слуха,
И дочь и мать домой идут,
Иль лучше так сказать — в унынии ползут,
Повеся головы, не говоря ни слова.
Пришли. О, горесть нова!
О, час! о, нестерпимый час!
Не слышен попугаев глас!
Все комнаты осиротели.
За ужином они, рыдая, просидели,
Не ели ничего, бонбонов лишь поели,
Которых попугай доклюнуть не успел.
Меж тем Жако свет новый зрел.
Вода, гребцы, их песни, шутки,
Их дюжи прибаутки —
Всё ново для него.
Ему то стыдно стало.
Что он не знает ничего.
Казалося ему его ученье мало.

 

Он слишком был честолюбив.
Испорчен тот всегда, кто долго был счастлив.
Не может он вмешаться в разговоры
Российских водяных повес,
Которы, заведя между собою споры,
Писали языком друг другу наотрез
Диковинны узоры
Когда бы пошлину с них брать,
Колики раз они сказали «мать»,—
Велики были бы таможенные сборы.

 

Сам воин, попенькин покров, чтоб их унять
И научить к Жако почтенье сохранять,
Пустил слов токи сильны, скоры,
Кончая все на «мать».

 

Жако тут сам приободрился
И, чтоб себя на свете показать,
Неблазным языком своим на них пустился:
Им что-то из молитв осмелился сказать.
Тут весь собор окончил брани смехом
И поднял попеньки невинность на зубки.
В унынье погружен своим дурным успехом,
Стать попенька не смеет на дыбки.
И, крылья опустя, привыкший барин к лести,
Как мокра курица сидит
И на свет не глядит.
Однако же, пронзаем жалом чести,
Решился прежние науки позабыть
И жив не хочет быть,
Когда не выучит наречья и поступок
Бесстыдных шалунов
И коренных российских слов.

 

Вот для каких покупок
Пустилось за море любезное дитя!
О молодость! себя к спасению претя,
Вот как свою невинность
Меняешь на бесчинность
И, к аду с радостью приемля путь, грешишь,
И, слишком свет любя, ты кажешь небу шиш.

 

На шлюпке наконец уроками напитан,
Уж начал забывать Жако, как был воспитан.
Уж стал насвистывать, подобно как буян,
Который катится шумя на дрожках пьян.
Уж стал уметь язык вертеть по-молодецки
И имя Иова горланить по-немецки.
Всё слыша то, был рад безмерно офицер,
Что так его Жаку понравился манер,
Что может с птицею заморскою по-свойски.
Как друг, открытно рассуждать.
В пути до лагеря он все слова геройски
Пред ним старался истощать.
Жако, расставимся с глаголом нежным, тленным.
Уж в лагерь молодцом вступает совершенным:
Гуляя из шатра в шатер,

 

Из ставки в ставку,
Приветлив, как бурлак, как гранодер, востер,
Он благонравию дает последню давку.
Не столько он в свой век сластей клевал,
Колико слов проклятых в день глотал.
Бесстыдством он своим и воинов уж бесит,
И словом, так сказать, достоин стал,
Негодница! чтобы его повесить.

 

Меж тем что делаете вы,
Старушка с Машенькой, в печали?
Не можете изгнать Жако из головы.
Вы образом драгим все чувства напитали;
Всё кажется Жако, все зелено в глазах,
И сердце занял он, и занял ваши души;
Всечасно слышат уши
Его приятный глас. — Но, ах!
Жако уж нету с вами.
Осталась вам надежда лишь одна:
Волною унесен и возвратит волна.
«Но скоро ли, ах! скоро ль будет с нами?
Чтоб сын, чтоб брат не задержал.
Сегодня он, сегодня обещал».
Все дамы в нетерпеньи,
Чтоб усладить свои мученьи,
Всегда колоду карт имеют при себе.
Они не дуры,
И, карты разложа на разные фигуры,
Всё видят в будушей судьбе.
И мать и дочь, страстей своих в борьбе,
К сему премудрому искусству прибегают,
И будет ли Жако в сей день, о том гадают.
«Приедет ли наш миленький француз?»
Но что ни делают, как карты ни мешают,
Ложится всё винновый туз.
Трепещут обе и бледнеют:
«Ах, попенька любезный нездоров!»
В отчаяньи их чувства цепенеют;
Но сон страдающим покров.
Вздремали с горести, в руках имея карты.
Им грезился Жако — не нежный кавалер,
Но будто он угрюмый гранодер.

 

И будто у него ужасны бакенбарты,
Широкие усы и шапка набекрень,
И будто он городит дребедень.

 

Во сне и мать и дочь от страха стали в пень,
Не зная, что начать, вострепенулись,
Зевнули, протянулись,
А после и проснулись.
Вскричала дочь тогда:
«Ах, матушка, беда!
Коль верить мне тому, что сон мне бредит,
То попенька явится без стыда.
Поехал умницей, таков ли он приедет?»
В тот самый час открылась дверь.
О, радость несказанна!
Старушка, ты восторг умерь;
И ты, о Машенька! увидя гостя жданна,—
Уже не стоит он твоей любви, поверь.
Однако ж под собой они земли не слышат:
И радость, как печаль, объемлет наш язык.
Хотят вскричать: «Жако!» — но так восторг велик,
Что, рот раскрыв, они лишь только дышат.
Тогда вешает им военный изувер:
«Ну, вот сокровище вам ваше!
У вас он был хорош, теперь в сто раз он краше,
Я слово вам сдержал, как честный офицер».

 

Потом вручает Маше
Неоцененный сей залог.
Но что? о, рок, о, грозный рок!
О, страшная измена!
О, лютая премена!
У попеньки уже не тот носок,
Который щекотал, целуя, Машу прежде.
Ошиблась Машенька в приятной толь надежде:
Шалун своим проклятым ртом
Кусил ее за место,
Толь пухлое, как тесто,
А где — история не говорит о том.
Покрылись лилии багряным током крови,

 

И с Машей ахнули приятства и любови,
До сердца тронуты пременою такой,
Жаковой сражены злодейскою рукой.
Укушенная дочь с молитвенной старушкой,
Узрев, что попенька несносной стал вертушкой,
Хотят, чтоб, обличен толь лютою виной,
Раскаясь, попросил наглец у них прощенье.
Итак, во все глаза взирая на него,
Желают о грехах приметить сожаленье.
Не тут-то было: он проступка своего
Жестокостью гордится
И, вместо слез, — буянит, веселится,
И, набок искривясь, как гневный гранодер,
Стыдливых жен к увечью
Огрел увесистою речью.
Хохочет офицер,
Краснеет Машенька, а матушка рыдает,
Себя, Жако и дочь крестит, благословляет.
«Ты видишь, матушка, что в нем уж нет пути,
И то, что он испорчен.
Смотри, как весь искорчен!
В нем черт сидит; но я могу найти
Его исправить средство».
Вот развращения обыкновенно следство.
Ах! часто вояжер
За новый свой манер
Достоин заперт быть.
Жако сажают в клетку силой.
А чтобы из него чертей искоренить,
Наш попенька, толь прежде милый,
В крестовой, осужден, дрожит,
Доколе, совести почувствуя грызенья,
Окажет более он дамам уваженья.
Испорченна Жако
Уже не сласть питает;
Уже не молоко
Его гортань нечисту орошает,
Но хлеб один сухой
С простою лишь водой
Быть праведным премудро научает
И к благу путь нескользкий пролагает.
Но стоит только раз

 

С дороги доброй совратиться,
А там уж грех всегда коробит глаз,
Уже с невинностью нельзя соединиться;
Или хотя и можно то,
Однако ж очень трудно.
Старушкины мольбы он ставит ни во что.
Воинску полюбя науку безрассудно,
Всегда, как возглашал
Старушкин голос «аллилуйю»,
Он в рифму припевал...
Старушка думает: ослышалась она,
Еще всё то же повторяет,—
А он по-своему ей то же отвечает.
Умильным пением Жаковым смущена
(Смотрите, как черт силен,
Как в вымыслах к соблазну он обилен, —
Кто может избежать от демонских ловитв?),
Расстроена старушка
Среди усерднейших молитв
Воспомнила, что то — старинная игрушка,
И вображение ее кусила мушка.
Но, одолевши плоть,
Котора мысль тревожила приятно,
И плюнув троекратно,
Кричит: «Ко мне, ах, Маша! подь».
Лишь только дочь вступает,
Ту ж рифму для нее бездельник сочиняет.
«Ах, матушка! что он такое врет?
Какую
Жако поет
Несносну „аллилуйю"!»
(С тех пор сия у нас пословица идет,
Что «аллилуйю» тот поет,
Кто мелет вздоры.)
«Что ж делать нам с Жаком?
Ты видишь, хочет он остаться дураком,
Все способы мои неспоры,
Он по уши увяз в грехах,
У честных быть людей не должен на глазах».
Потом положено Жако навек оставить,
К домашним птицам в клев из милости отправить

 

Вот так-то попугай блаженства с высоты,
В вояжах промотав свои благие нравы,
Низвержен и лишен сиянья красоты,
Не с Машей — с курами целуется без славы.

 

Между 1788 и 1790

 

----------------------------

 

С уважением,

 

Елена Туржевская.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 месяца спустя...

Ещё одно полотно с изображением жако, встреченное мною в Сети:

 

post-375-1145437175_thumb.jpg

 

Hans Baldung Grien, Papageienmadonna, um 1527, N?rnberg, Germanisches Nationalmuseum

 

Мадонне, похоже, такая близость с жакошей очень приятна, а вот Младенец начеку :grin:...

 

----------------------------

 

С уважением,

 

Елена Туржевская.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Helen T, :up:

 

Я вот тут в тему обратил внимание: в фильме "Россия молодая" в доме жены кормщика Рябова висит несколько клеток с птицами - в одной из них жак!!!

 

Жаль фабулу фильма не помню - Рябов то из простых, а вот жена его - не помню... Но это Петровское время!!! Царствование Петра Великого 1689-1725 гг.

Изменено пользователем Артём
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Артём, этого жака кормщик Рябов Таисье голыми руками приволок и жак его изодрал изрядно. А взял он его вместо денег на иноземном корабле, который проводил в Архангельск. Таисья тоже из простых - дочь кормщика.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Emily, спасибо! :drinks_cheers: Вот немаловажный и интересный факт в данную тему, если такое было возможно в Петровккое время!!!
:sp:
Вот жак стрессанул наверное во время такой транспортировки :grin:

Изменено пользователем Артём
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

Еще нашел интересное воплощение жако в жизни человека. В журнале PLAYBOY (источник конечно не самый надежный на эту тему - но думаю врать там не будут :) ) в номере за март 2006 поместил вот такие фото из Того.

 

Речь идет о том, что ритуал погребения людей очень важен в здешних местах и гробы приобретают такие я б сказал неожиданные очертания :crazy: В остальном без комментариев - все на фото:

post-1412-1147325849_thumb.jpg

post-1412-1147325872_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...В остальном без комментариев - все на фото:

131117[/snapback]


 

Такое точное морфологическое сходство, а в строении лап допущена грубая ошибка...

 

В остальном - действительно, без комментариев. Вот уж увековечили - так увековечили.

 

Я почему-то почти уверена, что жако - для некоторых африканских народов - мифологический персонаж...

 

---------------------------

 

С уважением,

 

Елена Туржевская.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Helen T, лапы тут вообще странные - мало того что три пальца вперед смотрят, так еще и когти как будто красные и лапы сами какие-то розовые...

 

Тут наверное ритуальный подтекст, а уж раз гроб в виде жака сделан - значит точно тут жако птица не рядовая и отношение к ней соответствующее!
Интересно б конечно узнать - существует ли у племен Африки мифология и какое место в ней занимает жако, какое вообще отношение к жако. Все таки раз для погребения выбран именно такой сюжет - то уверен не из за того, что усопший например любил птиц и развешивал в саду для жаков кормушки и скворечники (точнее жакочники) :grin:

 

Milada, а ведь про деньги например говорят: "С собой в могилу не унесешь..." :grin:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Артём,

 

Интуитивно чувствую, что красный "педикюр" может свидетельствовать о трауре...

 

А вот про жако в африканской мифологии - и впрямь интересно. Надо будет поискать информацию на просторах Интернета...

 

-----------------------------

 

С уважением,

 

Елена Туржевская.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


А вот про жако в африканской мифологии - и впрямь интересно. Надо будет поискать информацию на просторах Интернета...

 

131213[/snapback]


 

Вот вам и первая ссылочка, господа: http://www.prizeparrots.com/legend.htm

 

Переведу, когда будет время - ладно?

 

-----------------------------

 

С уважением,

 

Елена Туржевская.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...
© MyBirds.ru, 2003 - 2024

Все материалы данного сайта, в том числе структура расположения информации и графическое оформление (дизайн), являются объектами авторского права. Копирование информации на сторонние ресурсы и сайты сети Интернет, а также любое иное использование материалов сайта без предварительного согласия правообладателя НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

При копировании материалов сайта (в случае получения согласия правообладателя), размещение активной индексируемой гиперссылки на сайт обязательно.