https://www.traditionrolex.com/19
Уже несколько столетий люди заводят попугаев жако, желая иметь говорящего пернатого компаньона. Способности попугаев этого вида к имитации человеческой речи, внимание к интонациям и фонематический слух поистине феноменальны.
Все попугаи - очень эмоциональные птицы. Жако не являются в этом ряду исключением. К эмоциональности их побуждает высокая степень социальности и коммуникабельности. Без этого просто не выжить в дикой природе, и этот механизм столь глубок, что даже разведение в искусственно созданных условиях не может его совсем устранить. Некоторые попугаи просто не в полной мере проявляют свою эмоциональную природу по причине недостаточной адаптации в обществе человека. Думаю, продолжительность адаптации во многом определяется тем, в каком возрасте птицы попадают в компанию людей.
Именно эмоциональность является важнейшей составляющей обучения птицы человеческим словам и даже целым фразам. В этом процессе нет ничего сверхъестественного: общаясь с попугаем, человек должен быть подчёркнуто эмоционален, отбросив мысли о показухе и неискренности - только и всего.
Славный представитель племени жако по имени Бруно живёт у меня с ноября 1996 года. За это время из птицы, не умевшей говорить ни слова, он превратился в настоящего «птичьего оратора». Нужно особо отметить, что Бруно был приобретён мной отнюдь не в птенцовом возрасте, на момент покупки ему было более двух лет и у него был негативный опыт общения с первыми владельцами, у которых он прожил 8 месяцев.
«Словарный запас» моего попугая составляет более 100 слов (я уже несколько лет не занимаюсь подсчётом выученных им слов, просто их количество неуклонно увеличивается), большинство из которых он употребляет в подходящих для этого ситуациях. Я думаю, что мой опыт будет интересен любителям попугаев, которые хотели бы научить свою птицу разговаривать.
В самом начале разговора об обучении речи остановимся на некоторых определениях, суть которых следует точно уяснить.
Нараспев - это значит с протяжно звучащими, певучими, долгими гласными. Говорить нараспев можно даже шёпотом...
Говорить эмоционально - это значит произносить слова ярко, искренне, с чувством. Я употребляю это понятие исключительно в позитивном смысле.
Повышение интонации - это ни в коем случае не переход на крик.
Часто в обыденной речи мы вкладываем в понятие "повышенные интонации" или "общение на повышенных интонациях" именно тот смысл, что разговор переходит в крик и перебранку.
Я же имею в виду скорее повышение тональности речи, как в музыке: была более низкая нота, а потом зазвучала более высокая. В речи такой приём помогает донести слово неискажённым до существа иного порядка (каким, вне всякого сомнения, является птица по отношению к человеку).
Артикуляция - членораздельность, отчётливость, чёткость произношения. Чтобы попугай произносил внятно все звуки в словах, которым вы хотите его научить, вы должны великолепно артикулировать, даже утрировать наиболее сложные для воспроизведения звуки.
Любой попугай издаёт природные звуки. От них следует оттолкнуться в самом начале обучения. Попробуйте имитировать естественные звуки Вашего питомца. Это расположит его к Вам и возбудит его интерес к Вашему голосу.
Если у Вас непугливая и контактная птица, на первом этапе обучения можно пользоваться мелодичным свистком или губной гармоникой. Такие звуки новы для попугая, однако они наиболее близки к его природным звукам.
Существует предрассудок, что птица, которую обучают говорить, не должна слышать звуки других птиц. Это не так. Я убедилась на собственном опыте, что такие «прослушивания» положительно влияют на обучение человеческой речи. Когда попугай слушает и пытается имитировать птичьи звуки, он развивает свой голосовой аппарат. Это своеобразная «вокальная гимнастика».
Как только Вы заметите, что Ваш питомец активно прислушивается к Вашим имитационным экспериментам, можно начинать делать попытки обучить его первому слову. Для этой цели подходят короткие односложные или двусложные слова. Очень желательно, чтобы в этих словах было больше гласных, чем согласных. В том, как Вы преподносите слова Вашему питомцу, должна быть логика птичьего сигнала - слово должно пропеваться, иметь ясный ритм.
Итак, чтобы слово «зазвучало», гласные в нём необходимо «пропевать». Прекрасно, если при этом также меняется интонация. Наиболее наглядна смена интонации в иностранных словах и фразах.
Например, если Вы хотите научить Вашего попугая говорить слово «чао», интонация должна в первом слоге заметно повышаться, а к концу слова – понижаться. Ещё один классический пример фразы с меняющейся интонацией - "How are you?" - высокая интонация в начале фразы постепенно понижается. Жако очень чутки к подобным предложениям. Даже если птица ещё не говорит, она может попытаться передать смену интонации свистом - и вы легко узнаете эту фразу без слов.
Звуки, «удобные» для птицы – это прежде всего гласные, а также такие согласные как –к-, -с-, -т-, -р-, -ч-, -ш-.
В разряд «удобных» звуков я отнесла бы также звуки, в образовании которых у человека задействованы губы: -б-, -п-, -в-, -ф-. Как ни странно, но они легки для птиц, несмотря на отсутствие у них губ.
Сонорные согласные, а также звук -з-, трудны для произношения, и лучше для первого этапа обучения подыскать такие слова, в которых их нет.
Птицы очень чутко реагируют на артикуляцию Вашей речи, поэтому согласные звуки должны быть предельно чёткими и даже утрированными.
Постоянно следите за членораздельностью и эмоциональностью Вашей речи. Ваша речь должна прежде всего радовать Вас, тогда она сможет увлечь любознательную и общительную птицу.
На первом этапе обучения владельцу попугая отраден любой новый звук, издаваемый его птицей, любое слово (даже неоформленное и нечёткое), но постепенно приходит совершенно естественное желание слышать более "отшлифованные" слова. Доводить слова до совершенства, конечно, можно постепенно, но лучше всё же с самого начала подавать их предельно чётко. Вас не должно смущать, что Вы разговариваете с птицей как говорящий робот. При такой «подаче» слова речь Вашей птицы будет понятной, и Вам не придётся «переводить» произнесённые ею слова своим родным и друзьям – они и сами всё прекрасно поймут.
Этап накопления опыта может быть более или менее продолжительным. Это напрямую зависит как от индивидуальных особенностей восприятия именно Вашей птицы, так и от Ваших собственных особенностей подачи речи.
Spy: Я вот ... жду - не дождусь первого слова. Иногда мне кажется что он что-то бормочет, но как ни прислушиваюсь - не могу понять: тихо щебечет или говорит что-то?.. Зато звуки какие мы выдаем!)
Единственная проблема - уж слишком спелся он с воронами за окном.. ( Они каркают и Жора им отвечает)…
Helen T: Всё произойдёт тогда, когда Вы меньше всего будете ожидать этого...
Причём, не факт, что первое сказанное Вашим "чадом " слово сразу будет чётким и внятным.
Возможно, вначале это будет даже не слово, а (как бы поточнее и поОбразнее выразиться ?) - "тень" слова, едва уловимый намёк на слово. Но Вы этот намёк сразу поймёте...
А может быть, это будет, как гром среди ясного неба: вчера - курлыкал, а сегодня - слово... И никто не сможет Вам точно сказать, когда и как это случится...
Многое зависит от индивидуальных особенностей Вашей птицы, но и от Вас тоже зависит многое: от Вашей собственной дикции, от чутья, от того, можете ли Вы заворожить, увлечь птицу Вашей речью.
Здесь, пожалуй, есть элемент гипноза... На теперешнем этапе Вашего знакомства самое главное - это постоянно, ежедневно убеждать Вашего питомца в том, что он Вам интересен как компаньон, что Вам хочется понимать его как можно лучше.
А как именно убеждать - это можете решить только Вы...
Не стесняйтесь имитировать птичьи звуки - возможно, это сблизит вас!..
Искренне желаю Вам успехов!!!
Дальнейший путь обучения зависит от Вашей фантазии.
Обычно, освоив первое человеческое слово, попугай «входит во вкус» и дальнейшие слова даются ему уже проще.Нередко бывает и такое: птица уже начала говорить, а владелец об этом не подозревает, потому что попугай разговаривает только наедине с самим собой. Такое явление объясняется тем, что птица пользуется новыми сигналами для привлечения внимания человека, который им её обучал, это самый первичный этап призыва и выражение готовности общаться.
Часто возникает такой вопрос: почему же говорящий в комнате в отсутствие людей жако вдруг замолкает, когда люди появляются? По-видимому, посылать сигналы присутствующему рядом человеку птица на этом этапе обучения ещё не готова, хотя она в полной мере готова к восприятию слов и звуков.
Чем более непринуждённо ведут себя люди, окружающие жако, чем активнее они общаются друг с другом, а не только с попугаем, тем быстрее птица адаптируется к новой для неё системе сигналов. Многие ассоциативные связи при этом могут выработаться совершенно спонтанно, например, привычка отвечать "будь здоров!" чихнувшему человеку - жако определённо нельзя отказать в наблюдательности и любознательности.
Попугай, только-только становящийся говоруном, конечно, как правило, находится в центре внимания. Каждая попытка произнести слово становится событием для любящих хозяев и поначалу чёткость произносимых слов для владельца не принципиальна (птица говорит - это само по себе воспринимается как чудо!..) Но ничего не стоит на месте - рано или поздно владельца перестают устраивать "фантомы слов": отдельные слоги, недоговорённые окончания или разорванные фразы, а также безграничное "словотворчество" (которое подчас не менее интересно, чем речь детей дошкольного возраста).
Это совершенно естественно: иногда у птицы могут возникать некоторые сложности в произношении тех или иных слов или слогов. Для того, чтобы добиться или не потерять чёткости произношения, существуют разнообразные "логопедические" приёмы.
Remo: Кто как борется с творчеством попугая в разговорном жанре? Суть такая. Боня наконец-то осилила слово «красавица». Не успели мы порадоваться, как она это слово уже «приукрасила» до «красавичка» и правильно говорит реже. Что делать?
Helen T: С творчеством бороться не следует. Творчество надо поощрять и лелеять.
Просто говорите "красавица" и всё. Постепенно Боня станет говорить как надо.
По Брунушке знаю: -чка - одно из любимейших окончаний слов. Нетрудно заметить, что в интерпретации птицы -чка- всегда относится к словам с ласковой и нежной интонацией, так что в интуиции жако тоже нельзя отказать...
Remo: мы стремимся к ситуативному разговору. И он у нас немного проявляется. Например, если я повторяю за Бонькой то, что она говорит, то она мне говорит – «умница».
Длинными фразами мы пока совсем не занимаемся, но Бонька иногда сама складывает, например, «Бонька птичка», «Бонька кукушка (ечка)».
Последнее время она начала съедать окончание у «как тебя зовут», т.е. «т» не говорит, но ведь умеет же.
Helen T: "Съедание" согласных в конце слов - это одна из самых ярко выраженных логопедических проблем.
Надо сказать, что -т- не является трудным звуком, гораздо проблемнее в этом смысле сонорные согласные, например -н-. Бруно, например, комментируя приготовления к чаю, часто говорит: "Лимончик... Лимо..." (вместо "лимон"). Причём, раньше он чётко говорил "лимончик", но стал упорно стремиться к "лимону". В результате сонорный звук в конце превратился в носовой -н- (как у французов) - иногда он прослушивается, иногда нет...
Думаю, Вам достаточно просто каждый раз дублировать правильно недоговорённое Боней слово "зовут", утрированно "выплёвывая" -т- в конце, как будто Вы оталкиваетесь кончиком языка от верхних зубов. Аналогичным образом учат чёткому произношению вокалистов: во время пения часто согласные тоже "съедаются".
В конце концов звук -т- появится, поскольку слог -вут- - ударный.
SlavaKievUA: Вот интересно узнать…
Если надо, чтобы жако выучил конкретное слово, сколько, по минимуму дней или часов, у Вас уходит на это?.. У нас уходит до 4-5дней. Быстрее не получается.
И то окончания слов почему-то глотаются...
Вот пример.
- Где Катя? А Катя на море.
Дакки говорит:
- Где Катя, А Катя на мо…е.
Пример:
- Где Катя? А Катя в Париже.
Дакки говорит: - Где Катя, Катя в Пари...
Helen T: Вы затронули интересный вопрос, хотя я никогда не занималась подобной статистикой.
Преувеличивать не буду: на освоение нового слова из 3-4 слогов или короткой фразы у Бруно обычно уходят не часы, а дни.
Сколько дней - это зависит:
от степени сложности слова;
от степени его "актуальности";
от того, насколько оно "интригует" и несёт под собой определённые взаимосвязи (конкретный предмет, пища, действие).
Действие выделяю не случайно. В последнее время Бруно больше интересуют слова, за которыми следует действие:
- Давай посчитаем...
- Один, два, три... (пересчитывание предметов: палочек, колечек, монеток играет важную роль, без этого действия слово не работает и диалога не получается);
от активности и эмоциональности подачи слова.
Попытки сказать слово или фразу могут начинаться ещё в процессе первого знакомства с ними, т.е. в первый день.
Обычно, чтобы слово совершенно "отшлифовалось" и стало полностью прослушиваться, должно пройти несколько недель и даже месяцев.
Но раньше процесс освоения и "шлифовки" новых слов был более быстрым. Возможно, что раньше я была менее придирчива к произношению, чем теперь.
Чтобы слова "в Париже" зазвучали, Вам нужно:
произносить их по слогам;
делать акценты (ударения) в каждом слоге (представьте, что Вы говорите три коротких слова);
-р- и -ж- особенно выделить (-р- у попугая получится быстрее, чем -ж-).
Мягкий -ж- (как и мягкий -з-) - одни из самых "трудных" звуков. В "твёрдом" варианте они даются проще.
SlavaKievUA: Начал сегодня произносить по слогам: ПА-РИ-ЖЕ.
И вот результат, Дакки сразу сказал ПАРИЖЕ, вместо ПАРИ...
(Где Катя? А Катя в Париже.)
Все слова или короткие фразы, которым Вы хотите научить Вашего любимца, нужно употреблять в соответствующих ситуациях. Тогда Вы будете приятно удивлены, если птица, проснувшись утром, весело поприветствует Вас: «С добрым утром!», скажет «Душ!» при виде пульверизатора в Ваших руках и попросит «Кушать!», когда проголодается.
И во всех случаях вы должны проговаривать слова выразительно и эмоционально, а не шёпотом, себе под нос... В этом случае довольно скоро слова, к которым птица была столь равнодушна, полюбятся ей и приобретут смысл. Но буду объективна: не все слова и фразы (даже если они подчёркнуто выразительны и предельно эмоциональны) могут полюбиться Вашей птице. Некоторые слова, не сложные и не содержащие проблемных звуков, птица может игнорировать по непонятным причинам.
Для некоторых птиц могут быть важны поощрения в виде лакомства. Хорошо, если название этого лакомства Вы также будете чётко проговаривать («орешек», «банан», «ягодка» и т.д.). Есть среди попугаев и такие, для которых пищевой стимул не играет существенной роли. Уже сама возможность общаться с Вами, говорить на Вашем языке – награда для таких птиц.
Запоминайте Ваши собственные интонации и старайтесь не менять их в процессе обучения Вашей птицы. Новая интонация может быть истолкована попугаем как новое слово, и тогда Вам гораздо дольше придётся добиваться желанного результата. Не забывайте, что Ваше слово для попугая – прежде всего интонационный и артикуляционный символ. Если Вы меняете интонацию уже знакомого птице слова, Вы тем самым ставите её в тупик и делаете этот символ неузнаваемым.
Несколько осложнить процесс обучения могут слова, близкие по звучанию. Птица может не различать и путать такие слова. Мы порой даже не задумываемся, насколько насыщен такими словами русский язык - птица-говорун невольно делает из нас филологов-самоучек.
Не увлекайтесь длинными «риторическими» фразами. Даже если Ваш попугай – очень способный имитатор, такие фразы быстро надоедают и самой птице, и ушам Ваших близких.
Кроме того, птица рано или поздно начинает сокращать длинные фразы или разделять их на части. От этого смысл таких фраз, конечно, искажается.
Безусловно, у каждого человека, имеющего хоть сколько-нибудь успешный опыт обучения попугая разговору, существуют свои методы и подходы к этому. Иногда (при смене владельца) обучение осложняется прошлым разговорным опытом птицы. Немало вокруг этого и предрассудков.
dmitrytc: Только не смейтесь. Как научить птицу
говорить поменьше..., к сожалению у супруги мигрень, но ведь Розе этого не понять...
А продавать не хочется. Вобщем, она хорошая девочка, хоть и болтушка чересчур.
Соседи первое время спрашивали: " Как же так? Ты дома, машина во дворе, а к телефону не подходишь. Не может быть ,что не слышишь - телефон слишком долго надрывается...(Розита, как правило, 4-5 раз "позвонит",а потом сама отвечает: "Алло? Рони?? Ну ты маньяк!! Рооони!! Маньяк!!)
Helen T: Да уж, Вашей ситуации не позавидуешь... Слабо надеюсь, что неформальной лексики Роза не употребляет...
Но безвыходных ситуаций с говорунами не бывает - нужно только запастись терпением.
Я понимаю, что это непросто, но для начала попробуйте:
не обращать внимания на звуки, издаваемые Розой. Есть очень большая вероятность, что, если Вы будете категорически пресекать её разговоры и прочие звуковые эксперименты, Вы только спровоцируете их долговечность.
Без эмоционального стимула говоруны довольно быстро забывают слова, фразы и звуки;
по максимуму увлечь птицу своей жизнью, в том числе своими словами и звуками в сочетании с жестами. Сами создавайте для Розы благоприятную "языковую" среду. Фантазируйте - от Вашей фантазии во многом зависит успех этого начинания;
ограничить контакт птицы с внешними (уличными) звуками, если среди них присутствуют нежелательные.
Когда я только купила Бруно , он ещё не говорил ни слова (может быть , к счастью?..) . Но из 8-ми месяцев жизни у прежних своих хозяев почти полгода он провёл в очень тесной клетке на лоджии , имея "идеальные" условия для самоуглублённой "медитации". И его "коронным номером" был звук автосигнализации, исполняемый мастерски точно (а главное, громко... )
Он отвык от этого звука приблизительно за год , научившись к этому моменту говорить около 30-ти слов.
Интерес к "повседневным" словам кроется не столько в их "актуальности" (которая ясна и попугаю), сколько в эмоциональности, с которой эти слова подаются.
Мы даже не отдаём себе отчёта, сколько эмоций и модуляций, например, во фразе "хватит орать, а?". Кстати, именно по причине яркой эмоциональной окрашенности попугаи так легко запоминают ругательства, слова из телереклам, воспроизводят детские крики и т.п.
dmitrytc: Есть такие советы, что обучать птицу надо закрыв ее покрывалом, т.е. накрыть клетку, естественно. И тогда она лучше учится, но мне жалко ее накрывать, она и так у нас натура своенравная, а тут ее во мрак?..
Может, это не влияет или все таки есть разница?
Helen T: Я никогда не использовала такой метод.
Вполне вероятно, что он может дать положительный результат при обучении птицы афоризмам, анекдотам, длинным поэтическим отрывкам или пространным отрывкам из песен.
Но я уверена, этот способ никогда не разовьёт способности к ассоциативной речи.
Попка останется попкой - пусть даже он цитирует Ницше.
Лично мне гораздо интереснее птица, способная "поддержать разговор", внимательно следящая за жизнью людей и вставляющая слова "в тему"...
sementa: По совету мудрых попугаеведов я наговорила на диск разные слова, типа «ку-ку». «привет» и пр. Днем, когда мы бываем на работе, наша птичка слушает все это в продолжении двух часов. И вот чудо: теперь в свистах утренней песни, наряду с мяуканьем, он гнусаво произносит «Уля» (так мы его ласково называем). И еще что-то неразборчивое. Правда, разговаривает он только с магнитолой. На мои реплики отвечает короткими свистами.
Helen T: Попугая теперь будет гораздо сложнее убедить, что авторитет - Вы, а не магнитола.
Идя на поводу у технического прогресса, Вы сильно отдаляете формирование прочной связи: Ваш голос, Ваш облик, Ваши интонации --> взаимопонимание между Вами и Вашей птицей.
Об ассоциативных связях здесь и говорить не приходится. Вы укрепляете одну связь: магнитола --> слово.
Подходите к такому увлекательному занятию как обучение попугая человеческой речи терпеливо и творчески, как к обучению одарённого ребёнка, не перепоручая этот полный таинства процесс магнитофону или диктофону.
Тогда Ваш питомец вознаградит Вас превосходным произношением и не превратится в хрестоматийного «твердящего» попугая.
Автор Туржевская Е.В./Helen T
опубликовано 12.07.2006
Все права защищены.Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя.