https://www.traditionrolex.com/19
Латентность - что это? Это похоже на болезнь, которая охватывает меня, когда подходит время оплачивать счета. Термин «латентность» употребляют для того, чтобы обозначить замедленное и запоздалое проявление животным поведения/навыка после подачи сигнала. Зная, как я отношусь к оплате счетов, логично предположить, что оплата счетов у меня обычно связана с проявлением небольшой латентности с моей стороны. Конечно, если я проявляю её, обычно меня наказывают начислением дополнительных сумм пени. Однако при работе с нашими птицами штрафы или другие неприятные наказующие действия не являются необходимыми. Мы можем снизить латентность и увеличить быстроту реакции на команду с помощью разнообразных методов, которые вовсе не основаны на принципе наказания.
Верите Вы этому или нет, но замедленное проявление поведения птицы зачастую непреднамеренно вырабатывает сам тренер. К сожалению, бытует очеловеченное толкование проявляемой птицей латентности, а именно: птица «знает, как себя надо вести, просто ленится», «мой попугай валяет дурака» или другие подобные ошибочные объяснения. На самом же деле Ваша птица просто делает то, чему её обучили. Если владелец попугая-компаньона (иначе говоря - тренер) не включает в обучение быстрый отклик на сигнал как один из критериев оценки при обучении поведению (навыку), не удивительно, что птица научится проявлять поведение замедленно.
Существуют и другие ошибки тренеров, которые способствуют выработке замедленного отклика (реакции) птицы. Распространённая ситуация – постоянное наличие сигнала. Например, если птица полетела и села на дерево, тренеры часто предлагают ей руку и зовут птицу без перерыва. Даже если птица не выказывает никакой заинтересованности в том, чтобы слететь на руку, тренер может продолжать звать её. Такая ситуация обучает птицу тому, что возможность слететь на руку и получить позитивное подкрепление у неё есть всегда, а потому нет необходимости спешить с откликом – ведь ей представится ещё много таких возможностей.
Другая распространённая ошибка: если птица медлит с откликом на сигнал, тренер часто начинает прибегать к «подкупу», чтобы сформировать навык. Но если «подкуп» или приманивание может быть полезным на начальном этапе тренинга для того, чтобы ясно сообщить птице, что от неё требуется, то оно должно быть постепенно устранено уже в начале процесса выработки навыка. К тому времени, когда требуемое поведение будет хорошо понято птицей, подкуп уже не должен использоваться. Если тренеру не удаётся получить желаемую реакцию птицы, вполне обычная история – увидеть, как из закромов достаются все любимые угощения. Со временем птица может научиться доводить дело до получения всё бОльших и лучших лакомств, привыкая к замедленному отклику на команду.
В этом скоростном мире люди часто хотят получать желаемое немедленно, прямо сейчас. Но тренеру важно научиться yлавливать, что сообщают нам наши птицы на языке тела. Это особенно важно тогда, когда мы собираемся подобрать и представить попугаю сигнал для определённого навыка. Часто тренер подаёт сигнал, не обращая внимания на то, чем птица занята в данный момент. А она в это время может чистить оперение, играть с игрушкой или просто заниматься чем-то интересным для неё. Если подать сигнал в этот момент, скорее всего птица будет медлить с ответом. Ей может понадобиться несколько дополнительных секунд, чтобы перенаправить своё внимание на тренера. После того, как птица выполнит команду, она будет поощрена. Но одновременно будет поощрено и замедленное проявление поведения, соединившееся с желаемым поведением.
Нормальная активность, такая, как чистка оперения, потягивание, игры и т.д. может обусловить замедление ответа птицы на команду. Однако на готовность птицы к быстрому ответу могут влиять и другие факторы. Например, направление ветра. Большинство птиц не любит летать и приземляться при попутном ветре (дующем в спину). Летящая птица обычно медлит с ответом (т.е. посадкой на руку), если тренер находится в неудобном положении с точки зрения влияния, которое ветер может оказать на птицу. Новая обстановка или присутствие незнакомых людей также обычно вынуждает птицу медлить с ответом. Если какой-либо элемент поведения (навыка) слишком сложен или сбивает птицу с толку, тренеру следует ожидать замедленной реакции. Существует много внешних факторов, которые способны повлиять на то, насколько быстро птица отреагирует на сигнал и выполнит команду. Хороший тренер должен уменьшить или устранить такие факторы либо потратить время на то, чтобы научить птицу выполнять команду даже при наличии многих и разных посторонних обстоятельств.
Тренеры часто делают ошибку, пытаясь наказать попугая за слабый ответ (реакцию) на сигнал тем, что не подкрепляют поведение. Некоторые называют это «ограблением». Например, если птица медлит прилететь или пойти на руку, тренер может не дать ей никакого подкрепления, когда она наконец прилетит, что и считается наказанием за замедленный ответ. К сожалению, поведение, продемонстрированное птицей непосредственно перед «наказанием», не являлось частью замедленного ответа. Напротив, желаемое поведение было проявлено - птица пошла на руку. Поэтому то, что начинает происходить в таком случае, - это затухание желаемого поведения (пойти на руку). Это приводит к тому, что в следующий раз, получив сигнал, птица с меньшей охотой идёт на руку или медлит пойти на руку. Птица обучается тому, что это поведение уже не приносит того подкрепления, которого она хочет.
Требование от птицы проявления поведения при отсутствии у неё мотивации может также обучить её скрытому проявлению поведения. Из-за того, что подкрепление не имеет ценности для птицы, у неё нет основания отвечать в подобных ситуациях. И снова возможен замедленный ответ, который будет ненамеренно подкреплён. К тому же обычно в таких случаях тренеры прибегают к ненадёжным тренинговым стратегиям вроде подкупа. Лучше всего проводить сеанс обучения тогда, когда птица наиболее восприимчива.
Теперь, когда мы рассмотрели, каким образом вырабатывается латентность, легко увидеть и способы, которые помогут избежать появления такой проблемы. Однако здесь мы снова возвращаемся к вопросу о том, как же выработать быстрый ответ на сигнал? Во многих случаях мы применяем стратегии, противоположные тем, которые создали проблему. В дополнение к ним существуют профилактические меры для выработки быстрого отклика в виде желаемого поведения.
Первая и самая важная стратегия – обучение Вашего попугая тому, что быстрый отклик на сигнал является частью критериев оценки поведения. Начинается это на самом раннем этапе обучения поведению. Для того чтобы во время сеанса обучения можно было подкреплять быстрый отклик, тренеру нужно создать ситуацию, в которой птица наверняка сможет ответить быстро. Для этого, в первую очередь, надо постараться устранить все возможные отвлекающие элементы окружения, из-за которых птица не будет фокусировать своё внимание на поставленной задаче прийти на руку.
Кроме того, важно работать с птицей тогда, когда она восприимчива к обучению. Обычно пища служит сильным подкреплением. Работайте с птицей тогда, когда она восприимчива к пищевой награде. Во время сеанса будут моменты, когда птица будет есть или заниматься ещё чем-либо, что потребует её внимания. Дождитесь, пока птица вновь переключит своё внимание на Вас, и после этого подавайте сигнал. Это означает, что не следует подавать сигнал птице в то время, когда она ест или чем-то занята. Вы скорее получите ответ на свой сигнал, когда птица закончит есть и снова обратит своё внимание на Вас. Это позволит Вам подкрепить желаемый результат – быстрый отклик на сигнал. Используя в обучении позитивное подкрепление, Вы воспитываете птицу, которая будет стремиться заниматься и ждать сеанса обучения. Подождите момента, когда Ваша птица на языке тела «спросит»: «А что дальше?» или «Что ты хочешь, чтобы я сделала?». Обычно при этом птица наклоняется к Вам, смотрит на Вас, пытаясь сообразить, что ещё можно сделать, чтобы снова заслужить угощение. Это – прекрасный момент для подачи сигнала и подкрепления быстрого отклика птицы.
А что делать, если птица не обращает на Вас внимания? Это может происходить, если птица ещё находится в процессе обучения или, возможно, не мотивирована к участию в сеансе в данный момент. Если Ваша птица учится и не отвечает на сигнал, это подходящий момент для того, чтобы сделать перерыв в работе с позитивным подкреплением. Просто перестаньте подавать сигнал и подождите несколько секунд. При обучении идти на руку это значит, что Вы просто опустите руку вдоль тела. Через несколько секунд (обычно менее 10) снова подайте сигнал, если Ваша птица сразу пойдёт на руку, предложите ей хорошее подкрепление. По желанию такое поведение Вы можете даже вознаградить «Джек-потом» - лакомством лучшим и в большем объёме. Именно в этот момент Вы обучаете птицу тому, что быстрый отклик – это часть поведения, при отсутствии которой птица теряет возможность заработать поощрение. Если Вы предлагаете птице руку, а Ваша птица не откликается на сигнал, снова сделайте перерыв. В случае повторения серии «сигнал – отсутствие отклика» несколько раз, следует либо вернуться назад к более простому этапу тренируемого навыка либо продолжить сеанс тогда, когда птица будет более мотивирована к участию в работе.
Некоторые тренеры любят обучать сигналу, который означает «обрати внимание на тренера». Для кого-то это может быть просто таргетинг или команда «стой». Кто-то в качестве сигнала использует имя птицы. Однако для проявления такого навыка тренер должен птицу этому обучать. Птице надо будет выучить, что если, услышав своё имя, она обращает своё внимание на тренера, то результатом её отклика будет получение ею подкрепления. Не думайте, что Ваша птица сама просто так догадается, что звук её имени является сигналом для неё обратить на вас внимание.
Если Ваша птица уже обучена тому навыку, для проявления которого Вы подаёте ей сигнал, но при этом считает, что замедленная реакция - это часть поведения, Вам следует вернуться назад в обучении и тщательно тренировать заново навык с быстрым откликом на поданный сигнал как неотъемлемой частью оцениваемого поведения. Например, при обучении полётам, вместо того чтобы тренировать быстрый отклик с дальними полётами, лучше вернуться к кратким полётам. Подавайте сигнал тогда, когда Ваша птица очень внимательна и готова лететь. Когда птица медлит с откликом на сигнал, делайте перерыв. Когда быстрый отклик станет устойчивым, постепенно увеличивайте дальность и сложность полётов. В начале Вы фокусируетесь только на том элементе поведения, на который нужно повлиять, т.е. на быстром отклике. Как только эта часть поведения станет устойчивой, вводятся другие факторы. Именно так и происходит обучение тому, что называется хорошим выполнением команды «ко мне».
Поскольку концепция быстрого отклика может быть новой для Вашей птицы, а также если уже был закреплен латентный отклик, для сокращения времени отклика Вам может понадобиться использование метода постепенного приближения. Иными словами, в начале вы можете принимать время отклика 10 секунд. Затем постепенно сокращать его до 8, 6, 4, 2 секунд. Обращайте внимание на отклик Вашей птицы, будьте осторожны и не подгоняйте птицу слишком сильно. Для достижения цели может понадобиться несколько учебных сеансов.
Как только птица поймёт, что быстрый отклик на сигнал – это оцениваемая часть поведения, станет возможным начать применение концепции к другим простым навыкам. Вам может понадобиться пройти снова через тот же процесс обучения со вторым (следующим) навыком, но вероятнее всего, Ваша птица усвоит довольно быстро, что быстрый отклик – часть критериев оценки. Проделайте то же самое с несколькими другими простыми навыками, и скоро Ваша птица поймёт концепцию и распространит её в целом на навыки, проявляемые по сигналу. После этого быстрый отклик как часть оцениваемого поведения будет проявляться каждый раз, когда Вы будете подавать сигнал птице к какому-либо поведению, будет ли это во время сеанса обучения или при других контактах с птицей. Конечно, Вам как тренеру необходимо быть последовательным и избегать использования стратегий, которые создают латентное поведение, и проводить свою стратегию, которая поддерживает быстрый отклик.
• Включить быстрый отклик в состав критериев оценки навыка – обучите этому!
• Устранить все возможные отвлекающие элементы
• Прежде чем подать сигнал, дождаться, чтобы птица обратила на вас внимание
• Проводить сеанс обучения, когда птица восприимчива
• Награждать «Джек-потом» быстрый отклик на начальных этапах обучения
• Использовать перерыв в позитивном подкреплении, если отклик замедленный
• Для обучения концепции концентрироваться сначала на лёгком навыке, а затем обобщать
Переведено и опубликовано с согласия автора.
Барбара Хайденрайх – профессиональная дрессировщица животных с 1990 года. Владеет и управляет компанией Good Bird, Inc., обеспечивающей деятельность объединения компаньонов попугаев и различную продукцию для дрессировки, включающую в себя журнал Good Bird, книги, видеопособия, консультации специалистов и курсы изучения поведения и дрессировки птиц. Является автором книг “Good Bird! A Guide to Solving Behavior Problems in Companion Parrots” издательства Avian Publications и “The Parrot Problem Solver. Finding Solutions to Aggressive Behavior” издательства TFH Publications. Является Президентом International Association of Avian Trainers and Educators.
Барбара Хайденрайх проводит консультации по поведению животных, дрессировочную работу в зоопарках и оказывает другие услуги, связанные с дрессировкой животных. Она специализируется на дрессировке свободно летающих птиц. В соавторстве с ней разработано более чем 15 различных образовательных программ по занятиям со свободно летающими птицами. В настоящее время Барбара также продолжает консультировать зоопарки, природные центры и другие подобные учреждения через другую её компанию Animal Training and Consulting Services. Все эти годы она дрессирует животных, тренирует персонал, а также представляет шоу в различных странах мира.
Фото- Vladx
Опубликовано 11.09.2007.