https://www.traditionrolex.com/19
https://www.traditionrolex.com/19
Мой университетский профессор психологии, покачивая головой, начинал свои уроки словами: "Поведение - сложная штука". Более правдивых слов еще никто никогда не говорил. Когда мы сталкиваемся с поведением попугаев, ждать можно чего угодно: самоощипывания, выдергивания и жевания перьев, бесконечных криков, визгов, свистов и воплей, не говоря о том, что попугаи еще и клюются, щиплются, прокусывают пальцы насквозь и царапаются. Я никогда не уверена, к кому обращаться за помощью: к доктору Скиннеру или доктору Сьюзу.
Исправление проблемного поведения - задача непростая. У меня перед глазами всегда стоит образ маятника Ньютона - настольного сувенира из серебристых шариков на веревочках, прикрепленных к деревянной рамке: стоит только потянуть за один из шариков, а затем отпустить его, и все остальные шарики придут в движение и будут сталкиваться друг с другом до тех пор, пока все из них полностью не остановятся. Подобно данной игрушке, поведенческие привычки тесно взаимосвязаны между собой и окружающей средой, и анализ каждой по-отдельности - бесполезен.
Поведение - это часть повторяющихся до бесконечности взаимодействий индивидуальной генетики, предшествующих обстоятельств и окружающей обстановки в контексте которой это поведение проявляется.
В виду сложности этих взаимодействий, неудивительно, что работая с нашими попугаями мы часто терпим неудачи. Для того, чтобы лучше понимать попугаев и влиять на их поведение, необходим системный подход, который четко обозначит рамки работы и упросит всю ту сложность взаимосвязей, которая порой угрожает нам затмить саму суть проблемы.
Один из таких подходов по пониманию сути поведения - это анализ по ABC. Буквы обозначают три составляющих, на которые можно упрощенно разбить поведение и которые включают в себя предшествующие обстоятельства (А=antecedents), само поведение (B=behaviour) и последующие действия (C=consequences). Исходя из этого, мы попытаемся идентифицировать в ходе тщательного рассмотрения ситуации все события и условия, предшествующие какому-то конкретному поведению, а также идентифицировать те последствия, к которым оно привело. Этот простой анализ, при умении подмечать детали и при творческом подходе к решению проблем, может помочь нам выяснить, каким образом все эти основные компоненты поведения взаимодействуют между собой. А выяснив это, мы сможем проникнуть в саму суть проблемы и выработать стратегию её решения.
Анализ по ABC состоит из 6 этапов:
(1) описания самой сути поведения, исходя из того, что мы наблюдаем;
(2) описания обстоятельств и условий, которые произошли непосредственно перед самим поведением;
(3) описания действий, которые незамедлительно за ним последовали;
(4) выстраивание предшествующих событий, самого поведения и его последствий в последовательную цепочку;
(5) ввод новых предшествующих обстоятельств и/или изменение последующих действий для перехода к иному поведению или изменения существующего;
(6) оценки результатов.
Давайте рассмотрим следующий пример: моя самочка александрийского попугая, Psittacula eupatria, очаровательное во всех других отношениях создание, кусает сразу и сильно, когда я прошу её идти ко мне на руку в клетке. Рассматривая поведение в чистом виде, т.е. безотносительно ко всему остальному, мы могли бы предположить, что эта самочка - агрессивна, территориальна, у неё обострились гормональные изменения, она не терпит приказов или склонна к доминированию. Также, возможно, она еще и склонна к непослушанию, упряма, не желает сотрудничать или просто избалована! Любая из гипотез или даже все из них могут быть верными, но они только обозначают поведение, а не помогают изменить его. И поскольку они не описывают поведение в достаточных деталях, мы никогда не знаем, соответствуют ли они действительности.
Далее я хочу проанализировать, почему Веда кусается с точки зрения ABC. В первую очередь, определим, что и при каких обстоятельствах происходит: когда я прошу Веду пойти ко мне на руку в клетке, Веда чаще всего, но не всегда, кусает меня. Она не кусается при каких-либо других обстоятельствах или в другой ситуации. Но здесь она кусает в любое время дня любого из членов семьи. Однако, стоит Веде выйти из клетки, и она идет на/с руки без промедления, с любого места, включая верх её клетки. Ежедневно в течение 3-4 часов Веда счастливо играет на своем деревянном стенде в гостиной, любит, когда её ласкают, и полностью расслабляется, когда её чешут, когда она играет с игрушками или грызет что-нибудь. Во всех других отношениях она замечательная для компании птица.
Шаг первый: Опишем поведение, исходя из того, что мы видим.
Веда широко открывает глаза, крепко вцепляется в жёрдочку, немного отклоняется назад и выжидает в этом положении секунду-другую. Если я не убираю руку, она со всей силы кусает меня.
Шаг второй. Опишем предшествующие действия.
Когда бы я ни подходила к клетке Веды, я всегда приветствую её, чтобы она знала, что я рядом. Открывая дверцу клетки, я медленно ставлю руку перед ней и говорю: "Вперёд, Веда".
Шаг третий. Опишем последствия.
Я убираю свою укушенную руку (раздражённая от боли), и Веда остаётся в клетке. Клетку или лучше сказать дверцу клетки я закрываю.
Шаг четвертый. Соединим предшествующие действия, поведения и последствия воедино.
Когда бы я ни подходила к клетке Веды, я всегда приветствую её, чтобы она знала, что я здесь. Открывая дверцу клетки, я медленно ставлю руку перед ней и говорю: "Вперёд, Веда". Веда широко открывает глаза, крепко вцепляется в жёрдочку, немного отклоняется назад и выжидает в этом положении секунду-другую. Если я не убираю руку, она со всей силы кусает меня. Я убираю свою укушенную руку (раздраженная от боли), и Веда остается в клетке. Клетку или точнее сказать дверцу клетки я закрываю.
Давайте остановимся здесь на минуту, чтобы вникнуть в суть того, что вытекает из этого анализа, т.к. это помогло мне выделить несколько существенных моментов. В первую очередь, я поняла, что Веда кусается не из-за того, что она это любит или из-за каких-либо хронических или неопределенных проблем. Нет, она реагирует определённым образом в определённом месте, правда, при этом предшествующие действия отличаются от тех, которые я рассматривала изначально. До того, как я начала анализировать поведение Веды с точки зрения ABC, я не замечала, что она, напрягаясь всем своим телом, отклоняется назад со своей палочки и широко открывает глаза, храбро пытаясь предупредить меня, чтобы я ушла. Как же это замечательно!
В этом свете становится ясным, что причиной того, что она кусается, является не то, что я протягиваю руку в клетку, а то что я игнорирую её неагрессивное предупреждение, с целью заставить меня ее (руку) убрать. Только если я продолжаю игнорировать её предупреждение и продолжаю лезть к ней, она спасается от меня с помощью укусов. Итак, кто приводит серебряные шарики в движение в этот раз, Веда или я?
Также очевидно и то, что убирая руку и оставляя Веду в покое в её клетке, я фактически поощряю её кусаться. Каждый раз в процессе такого общения, я, не ведая того, явственно учила Веду, что укус - это эффективно и является необходимым для того, чтобы избавиться от моей руки в клетке. Тем более, если её неагрессивное предупреждение не срабатывает. Я уверена, что она делала этого не из-за какой-то неприязни ко мне лично, а просто потому, что иначе я не понимала. Можно было бы услышать, как она объясняет это нашему малютке-какаду: "Послушай, малыш! Каким бы добрым и милым ты не хотел быть, но эти люди реагируют только на одну вещь. И этой единственной вещью является агрессия. А почему так получается - абсолютно непонятно".
Шаг пятый. Подумаем над другими предшествующими действиями и/или последствиями.
После тщательного обдумывания своих возможностей, для этого случая я решила изменить предшествующие действия, чтобы не поощрять Веду кусаться. Во-первых, я перестала говорить ей "вперёд", когда хотела, чтобы она вышла из клетки. Вместо этого я стала спрашивать её: "хочешь вперед?" Если она начинала проявлять признаки воинствующего поведения, я спокойно убирала руку из клетки. При этом далее я не закрывала дверцу клетки. Тем самым я позволяла ей выйти как угодно и тогда, когда она этого сама захочет. В качестве альтернативного варианта, я начала тренировать её идти на палочку в те редкие моменты, когда я не могла позволить ей оставаться в клетке. Мы практикуем "вперёд" на палочку несколько раз в неделю, при этом она зарабатывает целый шквал похвал и поцелуев.
Шаг шестой. Оценка результатов.
Изменение предшествующих действий с тем, чтобы не провоцировать Веду кусаться, имело огромный успех. Конечно, неудивительно, что она меня больше не кусает: обращая внимание на её предупреждения, я не даю ей возможности или повода укусить меня. Я продолжаю протягивать ей руку и спрашивать, не хочет ли она ступить на неё. Если она напрягается при этом, отклоняется назад и/или широко раскрывает глаза, я убираю руку и начинаю заниматься чем-то другим (ну, вы знаете о чём я: к примеру, чищу клетку или меняю воду, вот-вот, именно так). И что самое неожиданное, что по истечении всего лишь нескольких месяцев с того момента, как я начала позволять ей лично решать, хочет ли она выходить из клетки или нет, она уже почти не отклоняет мое предложение выйти из клетки, сидя у меня на руке, а очень мило шагает на неё и позволяет себя подвезти.
Кто знает... Возможно, свобода выбора была так важна для неё, или она предпочитает сама контролировать свою судьбу; возможно вырос её уровень доверия ко мне, когда я отказалась от явного доминирования над нею.
Я думаю, что мы обычно слишком фокусируемся на том, как можно изменить поведение. Это особенно верно в отношении проблемного для нас поведения, которое мы пытаемся сократить или исключить вообще.
В этом случае мы ограничиваемся вознаграждением или наказанием в той или иной степени. Одним из явных преимуществ стратегии анализа по данному методу является то, что этот анализ заставляет нас тщательно задуматься над предшествующими действиями, т.е. над тем, какие действия мы поощряем или на какие действия провоцируем. Предшествующие действия должны быть тщательным образом продуманы с тем, чтобы гарантировать достижения соответствующего поведения. Исходя из этого, становится легче предсказать последствия: когда всё поведение приемлемо, все последствия - позитивны! Я твёрдо верю (и мой опыт работы с детьми это подтверждает), что за каждым негативным поведением стоит плохо организованные предшествующие действия.
Возможно, некоторые из вас смогут сделать ещё какие-либо выводы и добавить их к моему анализу или предложить другие решения. Определённо, существует более одного способа продуктивно проанализировать цепочку действий и можно найти более, чем одно решение. Правильный анализ и правильное решение - это те, вследствие которых вы придёте к желаемому результату; те, которые будут соответствовать вашему стилю общения с птицей и те, которые улучшат ваши взаимоотношения с птицей. С Ведой было найдено решение, соответствующее всем трём вышеперечисленным критериям. Когда мы учимся, мы ограничены только нашими способностями наблюдать, созидать и нашими намерениями вести себя с попугаями гуманно и с пониманием.
Автор Сьюзен Фридман ( Susan Friedman), доктор философии, профессор психологии факультета психологии Университета штата Юта, США (Susan G. Friedman Department of Psychology Utah State University)
Опубликовано в Original Flying Machine, выпуск N 9, ноябрь-декабрь, 2001
Article by Susan Friedman "ABCs of Behavior".
Original article http://behaviorworks.org/files/articles/ABCs%20of%20Behavior%202004.pdf
This article was translated and published with the author's permission.
Перевод Елены Гафаровой
Оригинальная версия этой статьи печатается с разрешения TGPC Internet Conference, декабрь 2000
https://www.traditionrolex.com/19