https://www.traditionrolex.com/19
Пернатая киноактриса
Памяти моей любимицы,
краснолобой аратинги
посвящается…
История эта имела место в уже далеком 1990 году.
Я много лет держу попугаев, и в моей квартире всегда найдется место очередному питомцу. Так, 15 января 1990 года у меня появилась краснолобая аратинга - самочка, названная ее первым хозяином мужским именем "Петрушка". Чтобы скоротать плавание, моряки часто заводят братьев меньших, отдавая им (и получая взамен) нерастраченную в походе любовь и внимание. Подобным образом в конце зимы 1989 года в Беларуси появилась перуанская красавица. Птица оказалась сообразительной, однако, с характером. Обладая сильным клювом и приличным по громкости криком, а, также став за время плавания преданной подругой моряка, Петрушка быстро превратила радость его возвращения в лоно семьи в настоящий кошмар. Жена моряка не смогла долго выдержать яростные атаки и вовсе не слабенькие укусы аратинги, а также часами не смолкающий крик бедного попугая в случае отсутствия хозяина в зоне его видимости. Поэтому и месяца не прошло с момента приезда птицы в Беларусь, а Петрушке пришлось привыкать к новым людям.
Первые дни в новых условиях показались бы многим нормальным жителям просто адом. Ибо птица успокаивалась и умолкала, только сидя на плече или на руках человека. Надо отдать должное моей жене, которая несколько дней возилась с ней как с маленьким ребенком. И все же природа взяла вверх. Петрушка отдала свое сердце мне, полностью, безвозвратно и до конца своих дней, позволяя ухаживать и даже ласкать себя детям и жене только в случае моего отсутствия. Когда же я находился рядом, попугай добросовестно выполнял роль охраны, яростно атакуя любого человека, который посмел бы приблизиться ко мне на расстояние, меньшее полуметра. Особенно агрессивной птица становилась, если слышала ноты беспокойства или волнения в моем голосе.
За время "плавания" попугай почти разучился летать (у нее были подрезаны маховые перья на крыльях). И даже, когда перья отросли (а я их больше не подрезал, да и никогда не был сторонником такого метода приручения), Петрушка летала редко, неохотно и только в том случае, если до желанной цели нельзя было добраться иным способом. Поэтому, я мог смело гулять с ней по улицам, совершенно не опасаясь за то, что она покинет хозяина хотя бы на минуту.
И вот, наконец, мы подошли к долгожданной истории. Как-то у меня раздался телефонный звонок, и 22 мая 1990 года в нашу квартиру приехала съемочная группа "Беларусьфильма". Киношники - народ бывалый, общительный, и, я бы сказал, в чем-то даже чересчур деловой. Поэтому в квартиру они ввалились, как к себе домой, без особых церемоний. Проблема заключалась в том, что для съемки художественного фильма "Волки в зоне" для одного из эпизодов им требовался попугай.
Съемка должна была происходить на колхозном рынке в городе Заславль, поэтому птица должна быть из тех, которые не улетят. Попугай, конечно же, по задумке режиссера должен был постоянно выкрикивать слова "Перестройка", "Гласность", "Сволочи". Это требование я сразу же категорически отверг, ибо, во-первых, аратинги не относятся к разряду хорошо говорящих попугаев; во-вторых, Петрушка была самкой, научить говорить которую, как правило, сложнее, чем самца; а в -третьих, таким словам учить птицу я совсем не собирался.
По ходу беседы выяснился еще один скользкий момент. Сниматься с попугаем должен был актер.
- «Мне его очень жаль. Ведь Петрушка кусает посторонних людей»,- несколько растерянно произнес Ваш покорный слуга.
Киношники в недоумении взглянули на мирно сидящую у меня на плече птицу, ласково теребящую мочку моего уха и сопровождающую свое занятие нежным бормотанием.
- «Да мы зубров в Беловежской пуще с трех метров снимали, и ничего», - заявил режиссер.
- «Что ж, давайте проведем эксперимент», - Я предложил посадить птицу на плечо кому-либо из присутствующих.
- «Нет, нет, нет, только не мне» - сразу же заявил самый молодой по возрасту, но не по возрасту мудрый помрежиссера.
- «Давай мне, я - бывший моряк, и не такое видывал в жизни», - заявил второй помощник, крепкий седоволосый мужчина.
Сказано - сделано. Петрушка моментально был перемещен на плечо смельчака. Я много лет держу птиц, понимаю их и они меня "чувствуют", и то, когда мне на плечо взбирается незнакомый крупный попугай, поверьте, я ни за что на свете не сделаю никаких лишних, и тем более резких, движений. А тут человек оказался явно неискушенным в общении с птицей. Неосторожный поворот головы тут же вызвал атаку с укусом, боль от которого привела к дальнейшим инстинктивным движениям, а они, в свою очередь, сопровождались новыми сериями укусов. Я поспешил прервать эту малоприятную цепочку событий. Киношники застыли в немом молчании. Авторитет попугая в их глазах рос прямо по секундам. А Петрушка снова превратилась в милое, ласково щебечущее создание, счастливо прижимающееся к моей шее.
После неловкой паузы и брошенной фразы "Мы подумаем" съемочная группа предпочла быстро ретироваться. А я вскоре забыл об этом эпизоде, ибо надвигался момент перехода в новое, почетное качество - мы ждали первенца.
Едва молодой отец успел отметить появление на свет дочки, раздался звонок. И 27 июля я с помещенной в специальный транспортный чемодан Петрушкой оказался в Заславле.
Я впервые столкнулся со съемочным процессом и могу сказать, что вовсе не пришел в восторг от этого мероприятия. С 9 до 15 часов удалось отснять лишь один малюсенький эпизод с подъездом к рынку экскорта автомобилей. Дубли повторялись и повторялись. То незапланированный трактор появится в кадре, то местная жительница выскочит на дорогу перед автомобилями, то стайка кур окажется под ногами выходящих из автомобилей артистов.
Изнывала под лучами солнца от длительного бездействия массовка (практически весь базар). Я занялся гримом артиста, играющего сумасшедшего старика, на плече которого и должен был восседать попугай. В начале меня пытались отогнать, приняв за представителя массовки, но, узнав причину моего повышенного интереса, внимательно отнеслись к моим пожеланиям и учли все предложения. Особенно тщательно слушал меня актер. По моей настоятельной рекомендации ему нашли шляпу с полями, закрывающими как можно больше щеки и уши. Мне показалось, что этого мало, - перевязали щеку платком, символизирующем о якобы ноющем зубе. Благо, артист играл сумасшедшего, и к его одежде никаких особых требований не предъявлялось. Я в какой-то момент даже выразил сожаление, что сценарист придумал сумасшедшего старика, а не девушку в купальнике и с попугаем на плече. Вот когда бы пришлось проявить чудеса грима.
Наконец, наступил ответственный момент съемки. Из автомобиля выходит главный герой (его играл Киселиус, хорошо известный советскому зрителю по роли Артура Банги в берущем за душу сериале "Долгая дорога в дюнах") и направляется на рынок. К нему подскакивает сумасшедший старик с попугаем и вертится вокруг него. Попугай выкрикивает слова, старик что-то бормочет, а главный герой пробирается к рынку. Все исключительно просто, особенно когда это изложено на бумаге. На практике эпизод выглядел так. Петрушку удалось водрузить на плечо артиста, она вцепилась одной лапой в воротник кожаного пальто "старика", а сама развернулась так, чтобы видеть меня. При этом, конечно же, птица не только не сидела молча, а, наоборот, активно призывала хозяина забрать ее. Чтобы в кадре попугай смотрел в камеру, мне пришлось обегать по достаточно большому кругу, синхронизируя свое местонахождение с поворотом тела актера. А по сценарию этот сумасшедший старик должен был постоянно вращаться и заходить с разных сторон. Надо ли говорить, кто больше всех "радовался", когда слышал о необходимости очередного дубля. В одном из дублей Петрушка сорвалась и начала скользить по пальто. Чтобы не упасть, птица впилась клювом в незащищенный подбородок артиста. Надо отдать актеру должное, он мужественно схватил попугая рукой и, не обращая внимание на укусы, забросил птицу на плечо.
По окончании съемки эпизода артисту заплатили 50 рублей, массовке - по 5 рублей, а нам с Петрушкой дали 25, что позволило еще долгое время баловать киноактрису любимыми грецкими орехами.
P.S. Эту историю я много раз рассказывал, но собрался записать только через несколько часов после того, как принял последнее дыхание «моей девочки», в ночь с 7 на 8 января 2005 года. Петрушка умерла внезапно и в одну секунду. Она много лет болела. Чем? Не знаю. Я несколько раз пытался сделать диагностику, но каждый раз врачи только разводили руками. Но мы всегда «поднимались на ноги», причем несколько раз возвращались с того света. Я очень хорошо понимал ее крики, и всегда знал, когда наступает обострение.
Вот и тогда, почувствовав, что птица слабеет, я подозвал ее к себе для дежурного укола, перевернул привычным движением на спину, и… сердце ее перестало биться. От моего крика проснулись и сбежались домашние. Ум оценил произошедшее и понял всё сразу, но сердце поверить в это долго отказывалось. Ту ужасную бессонную ночь я провел за компьютером, восстанавливая в памяти и переживая еще раз все пятнадцать лет совместной жизни. С тех пор красноголового аратингу Джерри нет-нет, да называю Петрушкой.
фото автора
опубликовано 2.04. 2006 г.